УДК 908

СЕЛО НОВОЛИКЕЕВО: ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ И ТРАДИЦИЙ КСТОВСКОЙ ЗЕМЛИ

Скворцова Елена Николаевна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена изучению истории, топонимики, быта и традиций села Новоликеево Кстовского района.

Ключевые слова: кстовская земля, Кудьма, Новоликеево, село


VILLAGE OF NOVOLIKEEVO: RESEARCH OF HISTORY AND TRADITIONS OF THE KSTOVSKY EARTH

Skvortsova Elena Nikolaevna
Nizhny Novgorod State Agricultural Academy

Abstract
Article is devoted to studying of history, toponymics, life and traditions of the village of Novolikeevo of the Kstovsky area.

Keywords: kstovsky earth, village.


Библиографическая ссылка на статью:
Скворцова Е.Н. Село Новоликеево: исследование истории и традиций кстовской земли // История и археология. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2015/10/2384 (дата обращения: 15.07.2023).

«Это – моя Родина, моя родная земля, мое Отечество – и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувств, чем любовь к тебе» (А.Толстой). Одно из самых прекрасных и высоких человеческих чувств – любовь к Родине. Частица этого большого чувства – любовь к своему родному краю, к его полям, ручьям и лесам, к его людям и истории.

Кстовская земля имеет богатое историческое прошлое, которое таит в себе много интересного и необычного. Из глубины веков, передаваясь из уст в уста, дошли до нас народные рассказы о былом. Среди них значительное место занимают топонимические и исторические легенды и предания. Они объясняют происхождение разнообразных географических названий городов, сел, деревень, озер, рек. Долгое время предания жили в памяти людей, переходя из поколения в поколение, а с течением времени стали достоянием летописей. Обратимся к истории села Новоликеево.

В древние времена территорию Кстовского района покрывали дремучие леса, в которых водилось неисчислимое количество всякого зверья.

Люди заселяли территорию района с глубокой древности. В этой самой глуши на берегу лесной речки Кудьмы возникло поселение Лекеево, основанное ещё в XIV столетии. Не секрет, что часто название деревень и сел связывали с именами их первых жителей: Ивановка, Васильевка [1]. Новоликеево тоже получило свое название по имени основателя – Лекея.

С названием поселения связаны две легенды. Первая – о беглом раскольнике по имени Лекей, искавшем место для спасения своей семьи от преследования. Непроходимые леса, в которых было полно дичи, река, в которой плавала никем не пуганная рыба, навели Лекея на мысль о том, что это место вполне может быть пригодным для постройки жилья. Он перевез сюда свою семью и начал строить жилище. Через некоторое время на жилище Лекея набрел ещё один раскольник, потом второй, третий… Беглые люди строили рядом с избой Лекея свои дома. Вскоре образовалось селение, которое назвали по имени первого поселенца – Лекеево.

Другая легенда говорит о том, что какой-то человек шел по берегу Кудьмы и обо что-то споткнулся. Он нагнулся, освободил предмет от земли, вытер его рукавом рубахи и увидел, что найденный предмет не что иное, как икона. Икону в старину называли «ликом», отсюда и название – Ликеево. Считалось, что найти икону – это предзнаменование, поэтому и стал человек строить жилище именно на этом месте. Обе легенды имеют право на существование, но старожилы утверждают, что раскольники прятали свои церковные книги и иконы. Могло быть и так, что этот «лик» тоже был спрятан и, спустя время, найден.

Селения современного Кстовского района в XV-XVI веках постоянно подвергались разорению, а нередко и полному уничтожению, «изгоном» проходившими вглубь русских земель отрядами монголо-татар и ногаев. Край запустел. Хозяйственная жизнь замерла. Некоторые крупные села десятилетиями оставались пепелищами. О былой их жизни напоминали лишь кресты погостов. Из суеверного страха перед местью потревоженных в гробах покойников монголо-татары русских кладбищ не разоряли. Лекеево оставалось многолюдным и в середине XVI века, «…когда после присоединения Казани и Астрахани к Московскому государству часть жителей переселилась на левый берег Кудьмы, поближе к проходившей из Нижнего Новгорода в Понизовье большой дороге, и основали выселок – Новое Ликеево» [3]. Так и произошло разделение на Старое и Новое Ликеево. Однако кстовские краеведы И.А.Люсов и С.С.Марков утверждают, что именно Лекей построил усадьбу на другом берегу реки Кудьмы для своего сына. Трудно объяснить, почему в названии «Лекеево» буква «е»  была заменена на букву «и» [4].

В 1585 году село оказалось заселено государевыми нижегородскими приказчиками на льготных условиях, «пришлыми охочими» людьми. Новое Ликеево после того, как в нем срубили небольшой клетский Никольский храм, стало селом.

В давние времена в овраге были построены мыловаренные заводы, поэтому овраг назвали «Поварня». Отсюда и начинал свой путь родник, который, виляя среди деревьев и высокой травы, попадает в речку Кудьму.

Местными умельцами был построен водопровод, сделанный из деревянных желобков. Родниковая вода стекала в большую деревянную бочку, которая находилась в центре села, и люди могли пользоваться этой чистой родниковой водой. Сейчас на том месте, где стояла бочка, находится колонка, вода в ней уже не родниковая и не такая чистая, как раньше. Овраг «Поварня» сохранился и по сей день. Усилиями сельской администрации родник восстановлен и обустроен: построена часовенка из белого кирпича, в нише которой стоит икона Николая Угодника, поставили лавочки, провели трубы, по которым вода стекает в большой чан. Сельский священник освятил это место, потому что родник – частичка нашей истории.

В 1614 году, сразу после воцарения Михаила Федоровича Романова, начала возрождаться жизнь в стране. В Новоликееве была восстановлена сожженная в 1606 году Никольская церковь, поставлены новые дворы её причта и 2 кельи для нищих, заселены беглыми из центральных районов России 20 вновь срубленных жилых дворов.

В 1619 году село Новоликеево было отдано в поместье (то есть на период государевой службы) думному дьяку Федору Федоровичу Лихачёву.

Тогда же среди бобылей оказались предприимчивые люди. Опытные ремесленники-кузнецы Сидорко Фролов и Ивашко Гаврилов поставили свои кузни возле древней Казанской дороги и начали обслуживать караваны проезжих купцов. Занимаясь выгодным промыслом, они ремонтировали телеги, колеса, сани, ковали лошадей. Промысел давал им немалый доход на содержание семей.  В селе появились свои мастера-кожевники, в том числе Томилка Есипов, который не только шил шапки и «нагольные» тулупы для односельчан, но и поставлял свой товар на Макарьевскую ярмарку.

В бурный период Петровских преобразований России на рубеже XVII и XVIII веков, хозяйственная жизнь села пережила заметный упадок. Н.Филатов сообщает о том, что «в начале XVIII столетия в Новом Ликееве оставались, кроме дворов причта у вновь срубленной после пожара и переосвященной Иоанно-Предтечинской церкви, усадьба царицы Екатерины Первой и всего 40 крестьянских дворов (почти в 3 раза меньше, чем было дворов в 1646 году)» [5].

В результате реформы 1861 года 1/3 лучших земель у крестьян была отрезана в пользу помещика. Вот почему крестьяне села особых восторгов по поводу Манифеста царя не выражали, больше того, среди них шел разговор о том, что «эта воля, пожалуй, будет хуже неволи». Уже в первые годы после реформы среди населения начали выделяться более сильные, зажиточные крестьяне, вносившие при покупке земли более крупные паи и получившие более значительные доли купчей земли.  Многие из них занимались промыслом и торговлей. Деловые качества своих предков унаследовали их дети, внуки и правнуки, продолжая добрые традиции на родной земле.

Начавшаяся в 1914 году война вновь всколыхнула народные массы. Великую Октябрьскую социалистическую революцию новоликеевцы встретили с восторгом. «Толпа новоликеевцев, вооружившись берданами, палками, звеньями цепей, двинулась  к волостной управе. На крыльцо выбежал урядник и закричал: «Ра-зой-дись!». Урядник был обезоружен, сорванные погоны втоптали в грязь. Открылся митинг. Вдруг кучка богатеев на конях ворвалась в толпу. Раздался крик: «Лови артельщиков, бей!». Но под давлением массы кулаки вынуждены были отступить. Так в Новоликееве установилась советская власть. Первым председателем Новоликеевского земельного отдела был избран ветеран Михальчиковской артели И.В.Шмелёв. В 1918 году в селе был организован первый комитет бедноты, его председателем стал Сизов Ф.И.

Не дрогнуло село и в годы Великой Отечественной войны. Здесь не выпускали танки и орудия, никогда не останавливались здесь большие штабы, не родился тут и ни один известный генерал. И все-таки дошагала, дошла сюда большая война и позвала на подвиг здешних людей. В горький для Родины час ушли на фронт эти простые люди и честно выполнили свой долг. Вдалеке отсюда стойко защищали они свою страну, родное село, свой дом и свою семью. Среди них Борисов К.И., Потапов И.А., Шувалова Е.И., Вахромов Ф.Е., Курдин А.П. и многие другие.

Новоликеевская земля вырастила и воспитала трех Героев Советского Союза, это Сомов Иван Константинович, совершивший во время войны 399 боевых вылетов, сбил 24 фашистских самолета; Ступишин Михаил Протасьевич, который на самолете ИЛ-2 совершил 117 боевых вылетов; Иванов Василий Константинович, совершивший 164 боевых вылета, участник штурма Берлина.

Колхозницы и колхозники села приняли активное участие в широком всенародном движении за создание фонда обороны, в сборе средств на строительство танков и самолетов, в помощи районам, освобожденным от немецкой оккупации. Так труженики колхоза им. Кирова собрали 1300000 рублей на постройку самолетов эскадрильи В.П.Чкалова.

За получение высоких урожаев картофеля и зерновых культур группе колхозников было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В колхозе им. Кирова кавалерами Золотой Звезды стали Глебов Ф.И., Атласкин А.А., Потапов И.А., Щипанова В.Ф., Жалельщикова Е.И., Голдобина Л.М., Вахромова К.Ф., Кондратьева А.И. Именно их нарисовал на своей картине «Празднование 1 мая» хужодник А.Несанелис.

В настоящее время все Герои Социалистического Труда умерли, осталась только Вахромова К.Ф. Одиннадцать героев вырастила и воспитала Новоликеевская земля.

Для человека все должно быть дорого на своей Родине: народ, земля, история, завтрашний день. Будущее Родины в наших руках, поэтому знакомство с достоянием наших предков поможет расти не «иванами», родства не помнящими, а личностями, причастными к богатейшей истории родного народа. «Изучая предков, узнаём самих себя: без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться» (В.О.Ключевский).


Библиографический список
  1. Люсов И.А., Марков С.С. Историческая справка о селе Новоликееве. Н.Новгород, 1993.
  2. Славное прошлое нижегородской земли / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2013. 416 с.
  3. Овчинников М.В. Очерк Нижегородской губернии в историко-географическом отношении: (материалы для родиноведения Нижегородской губернии). Н.Новгород: Типография Губернского правления, 1885. 60 с.
  4. Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н.Новгород, 2006. С. 146-150.
  5. Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Н.Новгород, 1999. 312 с.
  6. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Н.Новгород: НГПУ, 2015. 150 с.
  7. Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. Н.Новгород: РИ «Бегемот», 2013. 384 с.
  8. Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена / Сост. В.И.Бородин. Н. Новгород, 1994. 46 с.


Все статьи автора «Скворцова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: