«Это – моя Родина, моя родная земля, мое Отечество – и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувств, чем любовь к тебе» (А.Толстой). Одно из самых прекрасных и высоких человеческих чувств – любовь к Родине. Частица этого большого чувства – любовь к своему родному краю, к его полям, ручьям и лесам, к его людям и истории.
Кстовская земля имеет богатое историческое прошлое, которое таит в себе много интересного и необычного. Из глубины веков, передаваясь из уст в уста, дошли до нас народные рассказы о былом. Среди них значительное место занимают топонимические и исторические легенды и предания. Они объясняют происхождение разнообразных географических названий городов, сел, деревень, озер, рек. Долгое время предания жили в памяти людей, переходя из поколения в поколение, а с течением времени стали достоянием летописей. Обратимся к истории села Новоликеево.
В древние времена территорию Кстовского района покрывали дремучие леса, в которых водилось неисчислимое количество всякого зверья.
Люди заселяли территорию района с глубокой древности. В этой самой глуши на берегу лесной речки Кудьмы возникло поселение Лекеево, основанное ещё в XIV столетии. Не секрет, что часто название деревень и сел связывали с именами их первых жителей: Ивановка, Васильевка [1]. Новоликеево тоже получило свое название по имени основателя – Лекея.
С названием поселения связаны две легенды. Первая – о беглом раскольнике по имени Лекей, искавшем место для спасения своей семьи от преследования. Непроходимые леса, в которых было полно дичи, река, в которой плавала никем не пуганная рыба, навели Лекея на мысль о том, что это место вполне может быть пригодным для постройки жилья. Он перевез сюда свою семью и начал строить жилище. Через некоторое время на жилище Лекея набрел ещё один раскольник, потом второй, третий… Беглые люди строили рядом с избой Лекея свои дома. Вскоре образовалось селение, которое назвали по имени первого поселенца – Лекеево.
Другая легенда говорит о том, что какой-то человек шел по берегу Кудьмы и обо что-то споткнулся. Он нагнулся, освободил предмет от земли, вытер его рукавом рубахи и увидел, что найденный предмет не что иное, как икона. Икону в старину называли «ликом», отсюда и название – Ликеево. Считалось, что найти икону – это предзнаменование, поэтому и стал человек строить жилище именно на этом месте. Обе легенды имеют право на существование, но старожилы утверждают, что раскольники прятали свои церковные книги и иконы. Могло быть и так, что этот «лик» тоже был спрятан и, спустя время, найден.
Селения современного Кстовского района в XV-XVI веках постоянно подвергались разорению, а нередко и полному уничтожению, «изгоном» проходившими вглубь русских земель отрядами монголо-татар и ногаев. Край запустел. Хозяйственная жизнь замерла. Некоторые крупные села десятилетиями оставались пепелищами. О былой их жизни напоминали лишь кресты погостов. Из суеверного страха перед местью потревоженных в гробах покойников монголо-татары русских кладбищ не разоряли. Лекеево оставалось многолюдным и в середине XVI века, «…когда после присоединения Казани и Астрахани к Московскому государству часть жителей переселилась на левый берег Кудьмы, поближе к проходившей из Нижнего Новгорода в Понизовье большой дороге, и основали выселок – Новое Ликеево» [3]. Так и произошло разделение на Старое и Новое Ликеево. Однако кстовские краеведы И.А.Люсов и С.С.Марков утверждают, что именно Лекей построил усадьбу на другом берегу реки Кудьмы для своего сына. Трудно объяснить, почему в названии «Лекеево» буква «е» была заменена на букву «и» [4].
В 1585 году село оказалось заселено государевыми нижегородскими приказчиками на льготных условиях, «пришлыми охочими» людьми. Новое Ликеево после того, как в нем срубили небольшой клетский Никольский храм, стало селом.
В давние времена в овраге были построены мыловаренные заводы, поэтому овраг назвали «Поварня». Отсюда и начинал свой путь родник, который, виляя среди деревьев и высокой травы, попадает в речку Кудьму.
Местными умельцами был построен водопровод, сделанный из деревянных желобков. Родниковая вода стекала в большую деревянную бочку, которая находилась в центре села, и люди могли пользоваться этой чистой родниковой водой. Сейчас на том месте, где стояла бочка, находится колонка, вода в ней уже не родниковая и не такая чистая, как раньше. Овраг «Поварня» сохранился и по сей день. Усилиями сельской администрации родник восстановлен и обустроен: построена часовенка из белого кирпича, в нише которой стоит икона Николая Угодника, поставили лавочки, провели трубы, по которым вода стекает в большой чан. Сельский священник освятил это место, потому что родник – частичка нашей истории.
В 1614 году, сразу после воцарения Михаила Федоровича Романова, начала возрождаться жизнь в стране. В Новоликееве была восстановлена сожженная в 1606 году Никольская церковь, поставлены новые дворы её причта и 2 кельи для нищих, заселены беглыми из центральных районов России 20 вновь срубленных жилых дворов.
В 1619 году село Новоликеево было отдано в поместье (то есть на период государевой службы) думному дьяку Федору Федоровичу Лихачёву.
Тогда же среди бобылей оказались предприимчивые люди. Опытные ремесленники-кузнецы Сидорко Фролов и Ивашко Гаврилов поставили свои кузни возле древней Казанской дороги и начали обслуживать караваны проезжих купцов. Занимаясь выгодным промыслом, они ремонтировали телеги, колеса, сани, ковали лошадей. Промысел давал им немалый доход на содержание семей. В селе появились свои мастера-кожевники, в том числе Томилка Есипов, который не только шил шапки и «нагольные» тулупы для односельчан, но и поставлял свой товар на Макарьевскую ярмарку.
В бурный период Петровских преобразований России на рубеже XVII и XVIII веков, хозяйственная жизнь села пережила заметный упадок. Н.Филатов сообщает о том, что «в начале XVIII столетия в Новом Ликееве оставались, кроме дворов причта у вновь срубленной после пожара и переосвященной Иоанно-Предтечинской церкви, усадьба царицы Екатерины Первой и всего 40 крестьянских дворов (почти в 3 раза меньше, чем было дворов в 1646 году)» [5].
В результате реформы 1861 года 1/3 лучших земель у крестьян была отрезана в пользу помещика. Вот почему крестьяне села особых восторгов по поводу Манифеста царя не выражали, больше того, среди них шел разговор о том, что «эта воля, пожалуй, будет хуже неволи». Уже в первые годы после реформы среди населения начали выделяться более сильные, зажиточные крестьяне, вносившие при покупке земли более крупные паи и получившие более значительные доли купчей земли. Многие из них занимались промыслом и торговлей. Деловые качества своих предков унаследовали их дети, внуки и правнуки, продолжая добрые традиции на родной земле.
Начавшаяся в 1914 году война вновь всколыхнула народные массы. Великую Октябрьскую социалистическую революцию новоликеевцы встретили с восторгом. «Толпа новоликеевцев, вооружившись берданами, палками, звеньями цепей, двинулась к волостной управе. На крыльцо выбежал урядник и закричал: «Ра-зой-дись!». Урядник был обезоружен, сорванные погоны втоптали в грязь. Открылся митинг. Вдруг кучка богатеев на конях ворвалась в толпу. Раздался крик: «Лови артельщиков, бей!». Но под давлением массы кулаки вынуждены были отступить. Так в Новоликееве установилась советская власть. Первым председателем Новоликеевского земельного отдела был избран ветеран Михальчиковской артели И.В.Шмелёв. В 1918 году в селе был организован первый комитет бедноты, его председателем стал Сизов Ф.И.
Не дрогнуло село и в годы Великой Отечественной войны. Здесь не выпускали танки и орудия, никогда не останавливались здесь большие штабы, не родился тут и ни один известный генерал. И все-таки дошагала, дошла сюда большая война и позвала на подвиг здешних людей. В горький для Родины час ушли на фронт эти простые люди и честно выполнили свой долг. Вдалеке отсюда стойко защищали они свою страну, родное село, свой дом и свою семью. Среди них Борисов К.И., Потапов И.А., Шувалова Е.И., Вахромов Ф.Е., Курдин А.П. и многие другие.
Новоликеевская земля вырастила и воспитала трех Героев Советского Союза, это Сомов Иван Константинович, совершивший во время войны 399 боевых вылетов, сбил 24 фашистских самолета; Ступишин Михаил Протасьевич, который на самолете ИЛ-2 совершил 117 боевых вылетов; Иванов Василий Константинович, совершивший 164 боевых вылета, участник штурма Берлина.
Колхозницы и колхозники села приняли активное участие в широком всенародном движении за создание фонда обороны, в сборе средств на строительство танков и самолетов, в помощи районам, освобожденным от немецкой оккупации. Так труженики колхоза им. Кирова собрали 1300000 рублей на постройку самолетов эскадрильи В.П.Чкалова.
За получение высоких урожаев картофеля и зерновых культур группе колхозников было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В колхозе им. Кирова кавалерами Золотой Звезды стали Глебов Ф.И., Атласкин А.А., Потапов И.А., Щипанова В.Ф., Жалельщикова Е.И., Голдобина Л.М., Вахромова К.Ф., Кондратьева А.И. Именно их нарисовал на своей картине «Празднование 1 мая» хужодник А.Несанелис.
В настоящее время все Герои Социалистического Труда умерли, осталась только Вахромова К.Ф. Одиннадцать героев вырастила и воспитала Новоликеевская земля.
Для человека все должно быть дорого на своей Родине: народ, земля, история, завтрашний день. Будущее Родины в наших руках, поэтому знакомство с достоянием наших предков поможет расти не «иванами», родства не помнящими, а личностями, причастными к богатейшей истории родного народа. «Изучая предков, узнаём самих себя: без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться» (В.О.Ключевский).
Библиографический список
- Люсов И.А., Марков С.С. Историческая справка о селе Новоликееве. Н.Новгород, 1993.
- Славное прошлое нижегородской земли / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2013. 416 с.
- Овчинников М.В. Очерк Нижегородской губернии в историко-географическом отношении: (материалы для родиноведения Нижегородской губернии). Н.Новгород: Типография Губернского правления, 1885. 60 с.
- Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н.Новгород, 2006. С. 146-150.
- Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Н.Новгород, 1999. 312 с.
- Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Н.Новгород: НГПУ, 2015. 150 с.
- Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. Н.Новгород: РИ «Бегемот», 2013. 384 с.
- Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена / Сост. В.И.Бородин. Н. Новгород, 1994. 46 с.