В настоящее время, на современном этапе развития процесса усвоения знаний, когда необходимость осознанного и грамотного проектирования образования в целом не вызывает вопросов [1], идеальная модель человека XXI века представляется как личность многомерная, творческая, постоянно расширяющая границы своих знаний и умений, реализующая преимущества саморазвития, самодостаточности и конкурентоспособности [2].
Развития и становления такой личности невозможно достичь без учета особенностей социально-педагогического процесса и социального воспитания в контексте получения обучающимися навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Поиском ответов на эти и многие другие вопросы современности занимается социальная педагогика, которая одновременно является и отраслью знания, и учебным предметом.
Данная идея находит подтверждение и в том, что большое количество исследователей обращаются к вопросу социокультурной компетенции, как части общекультурной компетентности личности, рассматривая ее как умение осуществлять коммуникацию в конкретных социальных условиях, с учетом культурных и социальных норм поведения, а также как готовность личности к участию в социокультурной деятельности [3].
Появление термина «социальная педагогика» принято относить к середине XIX века, поскольку впервые он был предложен немецким педагогом Фридрихом Дистервергом, который главной задачей обучения считал развитие умственных способностей, всестороннее развитие человека и его нравственное воспитанию. Однако наиболее активно данный термин стал употребляться лишь в XX веке.
Большое развитие идеи зарождавшейся социальной педагогики получили в XVIII веке, когда в педагогике ранний юношеский возраст стали рассматривать как отдельный важный этап в становлении личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения.
Далее, во второй половине XIX века изменения в педагогической мысли во многом были обусловлены социальными и культурными процессами в Европе и Америке. Резкий скачок в развитии науки и техники спровоцировал прилив населения в города, усилилась миграция из слабо развитых стран Европы, что позволяет говорить о росте преступности, увеличении беспризорного населения, а также об отсутствии устоявшихся моральных ценностей у семей.
Следует также отметить, что ко второй половине XIX века главенствующие позиции в воспитании и просвещении людей церковь сохраняла с трудом. Возможно, именно поэтому дальнейшее развитие педагогики привело к появлению андрагогики, раскрывающей специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.
Следовательно, появившийся раздел знаний, посвященный проблемам взрослых людей, занял определенное место в сфере воспитания и становления человека. Термин «андрагогика» был введен в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики Александром Каппом [4].
В том же столетии, однако, в развитии педагогики как науки можно отметить и негативные, регрессивные черты. Так, например, приемы, методы и средства традиционной педагогики не менялись в соответствии с изменившимися социальными условиями. Консервативные тенденции в развитии науки нарастали, и зарождавшаяся социальная педагогика была ограничена исследованием проблем обездоленных детей и несовершеннолетних детей, имеющих правонарушения.
Основоположники социальной педагогики, например, Герман Ноль и Гертруда Боймер, рассматривали социальную педагогику как экстренную помощь, оказываемую детям вне семьи или школы.
К концу 60-х годов XIX века данное направление окончательно складывается, и социальная педагогика рассматривается не как способ передачи знаний, умений, навыков или культурных ценностей, но как способ социализации подрастающего поколения. Социальное воспитание, в свою очередь, подразумевает оказание помощи несовершеннолетним правонарушителям, проведение внешкольной работы с детьми по месту их жительства, а также организация воспитательной работы в школах-интернатах, домах ребенка и т.д. [5]
Последующее развитие андрагогики как науки предопределило отделение от нее такой отрасли знания, герогогика, занимающейся развитием людей пожилого возраста [6].
Герогогику как науку можно условно разделить на три большие направления: учение об особенностях образования людей пожилого и старческого возраста; учение об особенностях образования и информирования общества о проблемах людей пожилого и старческого возраста; учение о профессиональной подготовке в области геронтологии и гериатрии, по сути, профессиональном образовании специалистов, работающих с людьми пожилого и старческого возраста [7].
К концу XX века новое понимание социальной педагогики внес немецкий ученый Пауль Наторп, который утверждал, что объектом исследования данной отрасли знания выступает общий культурный уровень народа, в свою, очередь, воспитание рассматривается им как средство его повышения. Такое понимание в полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути [8].
Социально-педагогическая деятельность в России также имеет глубокие исторические корни, и ее содержание во многом определяется этническими, национальными, культурными особенностями русского народа. Человеческая цивилизация в своем развитии сталкивалась с проблемой обездоленных или неполноценных людей, однако отношение к ним в различных странах и государствах варьировалось от физического истребления до полной или частичной интеграции их в существовавшие социальные структуры [9].
Становление социальной педагогики в России принято разделять на четыре исторических этапа. Так первый, догосударственный период – IХ-ХVI века был в основном связан с деятельностью князей. Второй – с начала XVII века до реформы 1861 года – с деятельностью Петра I, Екатерины Великой, Марии Федоровны, Екатерины II и Александра I.
В период третьего периода – с 60-х годов ХIХ века до начала XX века – в российском обществе сложилось устойчивое положительное отношение к благотворительной помощи, оказание которой приравнивалось к выполнению морального долга [10].
К четвёртому этапу принято относить период с 1917 года до середины 80-х годов XX века. Данный период характеризуется противоречивыми явлениями, такими как, например, отказ от благотворительности в терминах Октябрьской революции 1917 года; возвращение к социально-педагогической мысли в трудах советских ученых-педагогов А.С. Макаренко, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого и других; ухудшение жизни детей во время Великой Отечественной войны в 1941-1945 годы.
В конце ХIХ века в России социальная педагогика представляла собой, скорее всего, попытку связать школьное воспитание и образование с существующей социальной средой. Идея необходимости исследования школой всех организованных и неорганизованных воздействий на ребенка получила теоретическое обоснование у многих российских педагогов того времени.
Например, С. Т. Шацкий выделял три возможных типа школы: изолированная от окружающей среды; интересующаяся воздействиями среды, но не сотрудничающая с ней; выступающая организатором, контролером и регулятором воздействий среды на ребенка. Безусловно, педагог работал над практическим воплощением школы третьего типа, возлагая большие надежды на организацию учебно-воспитательного процесса с учетом жизненного опыта ребенка и его возрастных особенностей.
В 60-70-е годы XX века возник новый кризис системы воспитания, что стимулировало развитие педагогики в целом и новых методов работы с детьми по месту жительства в частности. Именно на этом этапе социальная педагогика стала приобретать черты сложной отдельной системы педагогического знания [11].
В 90-х годах Россия переживает так называемый «мировоззренческий хаос», вызванный информационной открытостью страны и, как следствие, массовым навязыванием образов и стандартов западной культуры, главным образом американского [12]. Отголоски этого влияния ощущаются и в современной системе образования. Поэтому в современном мире актуальность сохраняет идея о необходимости формирования единого исторического сознания в процессе обучения и воспитания, а усилия социальных педагогов направлены на разработку системы мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом условий социальной среды в контексте полиэтнического и многонационального характера России.
В целом, в процессе становления как научная дисциплина социальная педагогика прошла три стадии: сбор данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, построение моделей социально-педагогических моделей процессов и систем, отражающих познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности и непосредственно развитие социально-педагогической теории.
Таким образом, социальная педагогика как отдельная отрасль знания имеет глубокие исторические корни, и ее развитие во многом было обусловлено происходившими социальными, культурными и экономическими преобразованиями общества.
Следует отметить, что умение ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, давать адекватные оценочные характеристики новой информации или социальным явлениям рассматривается в современном мире как базовый элемент человеческого развития [13]. В современном мире востребованность будущего специалиста определяется рядом качеств, выходящих за пределы профессиональной сферы в сферу общечеловеческих характеристик и, следовательно, определяется качествами, позитивно воспринимаемыми окружающими, одобряемыми социумом [14].
Именно социальная педагогика, оставаясь стремительно развивающейся и актуальной отраслью педагогики, ищет ответы на меняющиеся социальные запросы и занимается активным исследованием особенностей воспитания всех возрастных групп и социальных категорий людей, а также изучением особенностей их воспитания в условиях социализации.
Библиографический список
- Новгородова Е.Е. Определение содержания самостоятельной работы студентов по иностранному языку с учетом их специальности // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2850 (дата обращения 04.02.2015).
- Устинина Г.Ф. Творчество на занятиях иностранного языка как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2721 (дата обращения: 28.10.2014).
- Новгородова Е.Е., Валеева Р.З. Формирование социокультурной компетенции студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3206 (дата обращения: 29.12.2014).
- Основы андрагогики. Под ред. Колесниковой И. А. — М.: «Академия», 2003. — С. 5. — 240 с.
- Ильницкий А.Н., Прощаев К. И., Бессарабов В. И. Современный взгляд на проблемы герогогики // Геронтология. – 2013. – № 2; URL: gerontology.esrae.ru/ru/2-13 (дата обращения: 02.02.2015).
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — С. 50 - 448с.
- Tonsson A.L. Managing occupations in everyday life to achieve adaptation / A.L. Tonsson, A. Moller, G. Grimby // Am. J. Occup. Ther. – 2009. – Vol. 53, N 4. – P. 353–362.
- Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Пер. А.А. Громбаха с 3-го доп. нем. изд-я. – СПб., 1911. – XXVI, 360 с.
- Демина С.А. Культурно-исторические характеристики социально-педагогической деятельности в России // История и археология. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/11/1273 (дата обращения: 20.11.2014).
- Липский И.А., Никитина Л.Е. Социальная педагогика в системе гуманитарного знания: структура и связи. URL: http://www.lespegiko.ru/page/Statii/Soc-Ped-1.htm (дата обращения 11.11.2014).
- Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика//Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М.А. Галагузовой. URL: http://modernlib.ru/books/galina_nikolaevna_shtinova/socialnaya_pedagogika_uchebnik_dlya_vuzov/read_1/ (дата обращения 11.11.2014).
- Демина С.А. Историко-культурное наследие как фактор сохранения национально-культурной идентичности России // История и археология. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/961 (дата обращения: 03.08.2014).
- Демина С.А. Значение культурного многообразия в интеграции современного культурно-образовательного пространства // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2792 (дата обращения: 05.11.2014).
- Устинина Г.Ф. Создание образовательной творческой среды как необходимое условие формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/2852 (дата обращения: 01.12.2014).