Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает глубокое воздействие на современное общество. Оно стимулирует возникновение новых форм коммуникации, расширение функций коммуникации до обучения и социализации и т.д. [1] Информационная революция второй половины XX в. резко изменила процесс передачи информации, в корне изменив общение между людьми. ИКТ также оказывает влияние на международные дела, например, позволяет устанавливать связь с большой аудиторией, размывает границы государств. Еще одно изменение, привнесенное ИКТ, это появление электронного правительства, цифровой дипломатии.
Цифровая дипломатия также известна как интернет-дипломатия, дипломатия социальных сетей, электронная дипломатия. С популяризацией новых медиа-устройств, социальных сетей и других интернет-инструментов дипломатия в ее классическом понимании стала трансформироваться в новый цифровой вид.
Цифровая дипломатия определяется как использование средств ИКТ для достижения дипломатических целей [2]. С появлением ИКТ дипломатия стала общедоступна, она перестала быть привилегией высшего эшелона власти. Революция в области информационных технологий принесла совершенно новое понимание форм дипломатических отношений. Произошел резкий переход от телеграмм к смс сообщениям и Skype, от почтовых писем к электронным, от дорогостоящих встреч к веб-конференциям и даже от привычных посольств к виртуальным. Так правительство Израиля, используя современные технические и медийные возможности, налаживает контакты со странами Ближнего Востока, контактируя с арабским населением по средствам интернета.
Развитие Интернета и интернет технологий послужило причиной появления цифровой дипломатии. США в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является безусловным лидером, поэтому зарождение цифровой дипломатии в данной стране является вполне оправданным. В настоящее время Соединенные Штаты Америки значительно опережает зарубежные страны в переходе к этой форме ведения дипломатии.
В истории Американской публичной дипломатии Информационное агентство США (ЮСИА) играло значительную роль с 1953 по 1999 гг., способствовало продвижению американской политики и содействовало достижению взаимопонимания между США и мировым сообществом. Дискуссии о реформировании Информационного агентства начались с 70-х гг. прошлого века и нашли разрешение в 90-х. После окончания Холодной войны необходимость содержания такого агентства, главного политического инструмента против СССР, была исчерпана. Агентство ликвидировали, а его функции были переданы Государственному департаменту США. Это событие стало началом нового этапа в американской публичной дипломатии. Новая дипломатия начала свое формирование с начала 2000-х гг. Джордж Буш спустя год с момента избрания его президентом, назначил заместителем госсекретаря США Колина Пауэлла Шарлотту Бирс, широко известную в рекламном бизнесе. Под ее началом стала активно продвигаться американская дипломатия за рубежом [3].
После теракта 11 сентября 2001 г. американские официальные лица выразили озабоченность по поводу своего имиджа за рубежом, а именно в мусульманских странах. В 2002 г. были проведены социологические опросы в Индонезии, Иране, Кувейте, Турции, Иордании, Ливане, Пакистане, Марокко, и Саудовской Аравии, 53% респондентов высказались против политики США.
Данный факт не мог не вызвать опасений у Соединенных Штатов об ослаблении своих позиций и влияния в мире. Правительство США признало свое поражение в кибер-войнах и необходимость большего американского присутствия в виртуальном мире, где террористические группы, например, Аль – Каида смогли обойти США.
В результате краеугольным камнем стратегии США стала цифровая дипломатия. Увеличение количества социальных сетей создало новую платформу для виртуальных дебатов и интерактивного диалога между США и миром. Так после 11 сентября 2001г. на повестку дня для США вышла цифровая дипломатия.
Сегодня арсенал цифровой дипломатии США является одним из крупнейших и наиболее диверсифицированных в мире.
Цифровая дипломатия Соединенных Штатов Америки осуществляется Государственным департаментом США и агентством США по международному развитию (АМР США). Для адаптации к изменениям XXI в. Госдепартамент США провел ряд преобразований в осуществлении дипломатии, например, в 2003 г. в рамках Бюро по управлению информационными ресурсами США был открыт Офис по цифровой дипломатии, работа которого направлена на развитие информационных и технических ресурсов. Блогеры производят видео, переводят информацию на другие языки, представляя информацию в виде коротких сообщений. В 2011 г. был запущен Twitter на арабском, персидском, русском, французском, испанском языках, что позволяет обойти использование только английского языка на пути к цифровой дипломатии.
Развитие ИКТ повлекло ряд позитивных изменений. Например, появление различных проектов таких как диплопедия. Диплопедия – интернет-ресурс, запущенный в 2006 г. Государственным департаментом США, представляет собой действующие в Сети – интернет ведомства. Любой сотрудник может получить доступ к сайту, добавлять, редактировать и обмениваться информацией. По данным на 2012 г., Диплопедия имеет более 5000 редакторов и 16300 статей. Диплопедия является частью программы Трансформирующаяся дипломатия Кондолизы Райс, действует в рамках стратегии «Умной силы» Хиллари Клинтон, которая делает акцент на новые медиа, такие как Face book, YouTube, Twitter и другие. Еще один проект, разработанный Офисом по электронной дипломатии, Виртуальный студент дипломатической службы. Проект представляет собой интернет-программу стажировок, предоставляя студентам вузов возможность принимать участи в дипломатической миссии. Всё это является примерами успешного осуществления цифровой дипломатии Госдепартамента США.
Таким образом, в соответствии с повесткой дня, Госдепартамент США стремится охватить большую аудиторию и оказывать большее влияние. Департаментом США также был создан сайт Dashboard, он по средствам специальных программ измеряет уровень оказываемого влияния США, количество упоминаний в мировых СМИ. Этот сайт занимается сбором информации о присутствии Соединенных Штатов Америки в социальных сетях. На основе собранных данных проводится анализ, и выстраиваются варианты дальнейших действий.
Библиографический список
- Топоркова Е.П., Скрипкарь М.В. Основы современных коммуникаций. – Чита: ЗабГУ, 2011. -163 с.
- Цифровая дипломатия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цифровая_дипломатия.
- Цифровая дипломатия США. Об использовании Госдепартаментом сети Интернет. Режим доступа: http://imperiya.by/theory5-23333.html