УДК 908

СЕРГАЧ – ДУША ЗЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ

Наместникова Анастасия Сергеевна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена истории развития города Сергача и Сергачского уезда, рассказывает о его жителях, старинных промыслах и малоизвестных фактах. Читатель в полной мере может оценить состояние города в разные периоды его времени.

Ключевые слова: Нижегородский край, Пьяна, Сергач, Сергий Радонежский; Sergach


SERGACH IS THE SOUL OF THE NIZHNY NOVGOROD LAND

Namestnikova Anastasija Sergeevna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
The article is devoted to the history of the city of Sergach and Sergatskov County, talks about its inhabitants, ancient crafts and little-known facts. The reader can fully evaluate the state of the city at different periods of time.

Keywords: Drunk, Nizhny Novgorod region, Sergius of Radonezh.


Библиографическая ссылка на статью:
Наместникова А.С. Сергач – душа земли Нижегородской // История и археология. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2015/09/2348 (дата обращения: 12.07.2023).

Сергач является старейшим селением Нижегородской области, самое первое упоминание о котором в древних русских летописях относится к 1382 году [1].

Существуют несколько, конкурирующих друг с другом, легенд, объясняющих название города Сергача.

1. В первой половине XVII столетия среди мелководной, но быстрой лесной речки, впадающей в Пьяну, стояло несколько дымных избушек, разбросанных там и сям.

В древности на месте этой деревушки, говорилось в предании, была срублена из дуба часовня во имя Сергия Радонежского [2]. Именно от часовни и пошло название деревни, что прозывалась Сергеевкой или Сергиевкой. Первая улица Сергача-Сергиевская начиналась от достопамятной часовни.

2. Город получил название по имени первопоселенца Серги, прозванного так за то, что носил в ухе серьгу.

3. Название Сергача – тюркского происхождения: исстари жившие здесь татары-мишари местность называли Сарыагач, что означает желтое дерево. И действительно: на южном склоне холма, где когда-то зарождался город, деревья растут плохо, потому что под почвой близко залегает камень-известняк и мергель. Корни деревьев упираются в них, и от недостатка влаги и сухости почвы листва в разгар лета становится по-осеннему желтой.

Сергач является старейшим селением Нижегородской области и назывался когда-то Серначем.

Именно здесь, на пьянских берегах, произошло известное в истории государства Пьянское побоище, и в Никоновской летописи, где изложена «Повесть о прохождении Тохтамыша на Москву» имеется упоминание о Сергаче.

Первые документальные упоминания о Сергаче как о деревне относятся к 1649 году в наказе боярина Бориса Ивановича Морозова (воспитателя царевича Алексея Михайловича). Царь подарил своему «дядьке – воспитателю»  свояку обширные земли к юго-востоку от Нижнего Новгорода.  Так деревня Сергач становится собственностью Морозова. Он развивает кипучую деятельность, приказывая повсюду открывать поташные заводы. С этого времени Сергач становится селом, центром поташного производства в России, занимавшего важное место в экономике государства. «Сергачский» поташ, использовавшийся для изготовления оконного стекла, в мыловарении и выделке кож, считался, особенного за границей, лучшим.

После подавления пугачевского восстания Екатерина II предприняла крупную реформу по укреплению власти на местах. По административной реформе казенное село бывшей поташной конторы Сергач 5 сентября 1779 года по старому стилю, получает статус уездного города. Сергач стал уездным городом, прославившимся «лучшим поташом» и «дрессированными медведями».

При введении Сергача в штат города ему была дана такая характеристика: «Новоучрежденный в Нижегородском наместничестве город  Сергач, преобразованный из села бывшего ведомства поташной конторы: купцов – 69, мещан – 37, крестьян поташного ведомства – 827 душ».

В то время Сергач, хоть и получил статус уездного города, был большой деревней, в которой все здания были деревянные.

В Сергаче открываются городская ратуша, городническое правление, казначейство, уездный и земский суды, которые были размещены в обычных, крытых соломой больших крестьянских избах.

16 августа 1781 года для нового города утверждается герб, наряду с губернским символом – оленем,  изображен черный медведь на золотом поле, означающий, что «того рода зверей в окрестностях города довольно много». Он стал историческим символом города и уезда.

Действительно, жители более 30 селений уезда и самого города дрессировали и ходили с учеными медведями по всей стране. Бывали и за ее пределами – в Польше, Чехии, Германии, добирались до Франции и Италии.

Нередко лесорубы находили медвежьи берлоги с медвежатами, которых забирали домой  для дальнейшего воспитания и дрессуры. Примеры для выступлений всегда брались из обыденной жизни. Ученые медведи умели плясать под барабан и шарманку, ходить на задних лапах и выпрашивать подаяние, выделывать деревянным ружьем «артикулы», изображать, как мальчишки воруют горох, красны девицы женихов высматривают, как старуха на барщину идет, а пьяный купец по базару шатается. Выступления дрессированных медведей проходили на ярмарках или базарных площадях. Этот промысел («Медвежьи потехи») нашел широкое распространение не только в Сергаче, но и близлежащих селах. По преданию, во время Отечественной войны на Базарной площади Сергача проходил смотр медвежьих «полков», обученных для «борьбы» с Наполеоном (это описано П.И.Мельниковым-Печерским в романе «На горах»).

Иван Грозный обратил внимание на развитие традиций медвежатничества в Нижегородском крае во время первого похода на Казань. Царь поставил перед церковниками вопрос о запрете медвежатничества как «обычаях поганых». Однако борьба оказалась безуспешной – медвежатничество становилось все более массовым и продолжало охватывать русское население юго-востока края.

Позже краеведы стали называть Сергачский уезд «медвежьим углом». Дрессировка медведей жителями Сергачского уезда является уникальным промыслом в истории России.  Медвежатничество было тем уникальным видом народного искусства, которое позволяло человеку общаться непосредственно с прирученным заведомо опасным зверем и осознавать его как доброго, похожего на человека.

В 1807 году началось сооружение первого каменного здания в городе, когда сергачане заключили контракт с крестьянином села Вершилова балахнинской округи Михаилом Соколовым на строительство каменной церкви с колокольнею за 9500 рублей. И уже в XIX веке в Сергаче и близлежащих селениях были возведены каменные (взамен обветшалых, деревянных) храмы: Сергачская соборная Владимирской Божией Матери церковь (1819-1820 гг.), Ключевская во имя Козьмы и Дамиана (1856 г.) и Кладбищенская во имя Архангела Михаила (1860 г.) [4, 5].

Сергач в 1830 году дважды посетил А. С. Пушкин (19 сентября и 4 октября) по делам вступления во владение частью сельца Кистенёва и его залога. Он мог посетить дом сергачского уездного предводителя дворянства Ивана Ивановича Приклонского.

Главным занятием жителей к 1861 году стало хлебопашество. В свободное от полевых работ время население занималось вязанием шерстяных носков и варежек, выделкой кож, тканьем холстов, изготовлением валяной обуви, шитьем хомутов, шапок, сапожным, плотничьи и пильным промыслами, а так же лапотным ремеслом.

До середины прошлого века на сергачских базарах, случалось, больше продавали маленьких медвежат и взрослых «ученых» медведей, чем коров и лошадей.

В сравнении с другими городами Нижегородской губернии Сергач оставался бедным поселением. По численности населения и экономике он занимал одно из последних мест.

В 70-х годах  XIX столетия в связи с открытием земских учреждений развитию города стало уделяться больше внимания. Первое Сергачское уездное земское собрание открылось 23 сентября 1865 года. основные свои усилия Сергачское земство сосредоточило на содействии экономическому благосостоянию населения и развитию в уезде здравоохранения и образования.

В 1913 году развернулось строительство железной дороги от Арзамаса до Шихран (ныне г. Канаш). Многие сотни крестьян Сергачского и соседних уездов стекались на строительство. Для здешних мест, строительство железной дороги было чрезвычайным событием. Строилась водокачка на Пьяне, откуда прокладывался водопровод. Заложен был ряд жилых домов из добротного кирпича, так рядом со станцией  стал расти рабочий поселок. В 1914 году по проекту знаменитого архитектора А.В.Щусева возводится вокзал. Строительство депо завершено в 1918 году. Станция оказала большое влияние на развитие города и уезда. В июле 1929 года упраздняется Сергачский уезд, образуется район.

Велик вклад сергачан в общенародное дело разгрома фашизма – 17000 сергачан ушли на фронты войны, 7600 из них не вернулись, 8000 награждены орденами и медалями, а 12 самым отважным присвоено высшее звание-Героя Советского Союза. Сергачанами собрано в фонд обороны 50 млн. рублей, отправлено на фронт 20 тыс. посылок, сдано в помощь Красной Армии 200 тыс. пудов хлеба, 100 тыс. пудов картофеля, отправлено освобожденным районам 10 тыс. пудов семян для посева, на строительство эскадрильи «Валерий Чкалов» собрано около 2 млн. рублей. Во время войны в городе размещались эвакогоспитали №2871 и №2868, 14-ый отдельный мотострелковый полк. Из блокадного Ленинграда вывозятся в наш город дети, которые размещаются в детских домах сел М.Майдан, Толба, Воскресенское [6].

Осенью 1967года вступил в строй сахарный завод, что стимулировало развитие Сергача.

Проходят годы. Сменяются поколения. Меняет свой облик и наш город. Известные авторы прошлого оставили нам в наследство свои стихи – о городе и его людях.

Он был и здесь, в глуши провинциальной.

Дела мирские звали за собой.

Каким предстал: веселым иль печальным,

А может быть, угрюмым город мой?!

Кого тут встретил? В душу что запало?

Кто ненароком Музу разбудил?

Как жаль, что был он в Сергаче так мало

И с мужиками дружбу не водил.

Он здесь остался. В Сергаче. Он с нами.

И будет с теми, кто потом придет.

Ведь слово «Пушкин», как и слово «мама»,
Потомок мой не раз произнесет!

Геннадий Лобанов «Он был и здесь»


Библиографический список
  1. Сергач: Литературно-краеведческий альманах. / Гл. ред. Ю. А. Изумрудов. Н. Новгород, 2002. 367 с.
  2. Адрианов Ю.А. Старый Нижний: историко-литературные очерки. Н.Новгород: С и М, 1994. 229 с.
  3. Овчинников М.В. Очерк Нижегородской губернии в историко-географическом отношении: (материалы для родиноведения Нижегородской губернии). Нижний Новгород: Типография Губернского правления, 1885. 60 с.
  4. Кочнова К.А. Природное время в языковой картине мира писателя: к проблеме исследования // Филология и литературоведение. 2015. № 2 (41). С. 3-7.
  5. Семенов В. А. Сергачское земство. Страницы истории. Н. Новгород, 1996. 48 с.
  6. Кочнова К.А. Роль этнических стереотипов в межкультурной коммуникации // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. С. 7.
  7. Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Нижний Новгород, 1999. 312 с.
  8. Сидорова И.В., Наумова О.И. Наш Нижний Новгород. Рассказы из истории города. Н.Новгород: Кварц, 2008. 240 с.


Все статьи автора «Namestnikova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: