К 1950-м гг. численность армян, проживавших за пределами республики, в основном, в странах Ближнего и Среднего Востока, Франции, США, Латинской Америки, составляла свыше 1 млн. чел. Армяне стремились сохранить свою культурную автономию, язык, многих из них не покидала мысль о возвращении. За рубежом выходило более 80 журналов и газет на армянском языке [1, л. 10]. Со временем идея воссоединения разбросанных по миру армян на исконной территории станет главным содержанием национального оппозиционного движения в республике. Другим лейтмотивом армянского национального движения было требование возвращения исконно армянских, по их мнению, земель – Карс, Ардаган, пограничные районы Нагорного Карабаха и Нахичевани).
В 1950-е гг. в Советской Армении наблюдается активизация «националистических» настроений, что было детерминировано, скорее всего, хрущевской «оттепелью», а также влиянием вернувшихся из-за границы армян на свою историческую родину. Около 100 тыс. репатриантов из зарубежья принесли с собой «буржуазные нравы, привычки и националистические настроения» [2, л. 27]. Так же, как и в республиках Прибалтики [3], в Закавказье сильны были позиции церкви. Активность Армяно-григорианской церкви стимулировали религиозные и национальные чувства населения, особенно молодежи.
12 октября 1955 г. в Армении возникли беспорядки после футбольного матча между ереванским «Спартаком» и командой свердловского окружного дома офицеров. Начавшись с протеста против показавшегося необъективного судейства, выступление приобрело ярко выраженные «националистическо-антисоветские» тона. В адрес советской армянской милиции летели обвинении в предании коренных интересов: «Бейте милиционеров – изменников армян, изменников армянского народа…» [2, л. 25]. Тогда же была создана «антисоветская» организация «Ленинец», члены которой (В. Асатурян, А. Гювелян, О. Пошоян, А. Ташчян и др.) распространяли листовки за подписью «строители ленинизма» [4, с. 299].
Идея национального суверенитета имела серьезную поддержку не только среди «простых людей», но и среди партийного и государственного аппарата. Еще в 1948 г. секретарь ЦК КПА Арутюнов обратился к ООН с предложением рассмотреть вопрос о возвращении Армении территорий, занятых Турцией [5, с. 73]. В 1956 г. после смерти Сталина в Ереванском университете состоялось собрание членов партии, на котором «просматривались националистические взгляды» [6, л. 10].
С 1961 г. начинается новый этап в развитии национальной оппозиции, связанный не с изменением тактики и стратегии, а с содержанием – ключевым моментом, определившим направленность борьбы. Приближался юбилей 50-летия турецкой резни 1915 г. Еще раннее подготовка к данному событию началась за рубежом. В апреле 1915 г. турками было вырезано 1,5 млн. армян.
Начиная с 1963 г. в республике публикуются различные книги о трагических событиях 1915 г. (Верфель Ф. «40 дней горы Муса», Кирокосян Д. «Первая мировая война и трагедия западных армян (1914-1917 гг.)», Мнацаканян А. «Трагедия армянского народа в оценке русской и мировой общественной мысли (1820-1920 гг.)», Саркисян Е. «Турция и ее захватническая политика (1914-1918 гг.)» и т.д.) [7, л. 24]. В самиздате же в течение 1963 г. был распространен 41 анонимный антисоветский документ – 25 листовок и 16 писем [8, л. 4].
Данный период характеризуется созданием тайных национальных организаций, в которых активную роль играет творческая интеллигенция. Нередко среди участников этих групп были коммунисты и комсомольцы. Так, среди одного такого объединения, насчитывавшего в своих рядах более 70 человек, имелись Амирджаков – ответственный секретарь редакции многотиражной газеты «За кадры»; Арутюнян – лектор Ереванского университета, кандидат наук, член КПСС; Енгибарян – преподаватель; Сафарян – методист заочного отделения сельскохозяйчтвенного института, кандидат наук; Шахназарян – преподаватель и др. Члены группы выступали за создание «Независимой Армении и присоединения ее к границам Нагорно-Карабахской автономной области и Нахичеванской АССР, а также часть земель, принадлежавших Турции» [9, л. 73].
Некоторые служители церкви также не остались в стороне от происходящих событий. Архимандрит Егинян, преподаватель духовной академии при Эчмиадзинском монастыре, пытался организовать молодых людей на проведение националистической пропаганды и передачу информации на Запад [10, л. 34].
В 1964 г. органами безопасности было зафиксировано уже 686 фактов изготовления и распространения антисоветских анонимных документов в Армении; из них 105 писем и 581 листовка [8, л. 4].
С этого же времени набирает силу другая тенденция в армянском национальном движении – борьба за эмиграцию. С 1964 г. по 1966 г. в среднем возможность эмигрировать получало около 50% подавших заявления. В 1964 г. покинуло республику 307 человек; в 1965 г. – 1031; в 1966 г. – 796.
В январе 1965 г. группа известных грузинских интеллигентов обратилась к первому секретарю ЦК КПА и председателю Совета Министров СССР с просьбой не делать заверений об отсутствии у советской стороны территориальных требований к Турции во время предстоящей поездки советской делегации в Турецкую республику.
24 апреля 1965 г. прошло весьма спокойно как со стороны властей, так и со стороны оппозиционеров, не считая разгона массовых народных демонстраций. Итогом «празднеств» было понимание того, что ни союзное, ни местное руководство по большому счету ничего менять не намерены в своей внутренней политике. В этих условиях начинает формироваться движение за выезд из СССР, а во внутренних делах ключевым моментом становится проблема присоединения к Армении территорий Нагорного Карабаха и Нахичеванской АССР. В связи с этим Г. Искандаряном, О. Карапетяном и Е. Оганесяном. Было оставлено обращение в ЦК КПСС и Совет Министров СССР за подписью более 5,5 тыс. человек, в котором содержалось требование вернуть Нагорный Карабах и Нахичевань в состав Армении как неотъемлемую часть республики. При том в подтверждение данного положения цитировались официальные документы государственных и партийных архивов, высказывания и заявления различных деятелей.
За период 1965-1966 гг. в Армении зарегистрировано 277 фактов распространения антисоветских листовок (13310 листовок) и анонимных документов (53 письма). Из них было установлено 256 авторов [7, л. 31-32]. А также в 1965 г., по другим данным, было отмечено распространение 2118 самиздатовских антисоветских документов (из них 6 писем и 2112 – листовки), в 1966 г. – 10928 (16 писем и 10912 листовок) [8, л. 3].
В РГАНИ хранятся сведения об установленных авторах КГБ при Совете Министров Армянской ССР за 1963-1966 гг. [7, л. 5]. Среди авторов анонимных антисоветских документов, распространявшихся в Армении, доминировали молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет; учащиеся школ, студенты и служащие; имевшие среднее образование. Комсомольцев было гораздо больше, чем коммунистов и кандидатов в члены партии. Весьма низок был процент лиц в возрастной группе 50-60 лет. Практически не выражали своего недовольства внутренней политикой правительства колхозники.
В 1966 г. в адрес ХХШ съезда Коммунистической партии СССР было направлено обращение армянской общественности с требованием разрешить территориальный вопрос. В это же время в республике был раскрыт «Армянский молодежный союз», численность которого составляла 38 человек. Главной своей задачей участники группы считали присоединение Нагорного Карабаха и Нахичевани к Армении. Вскоре уцелевшие члены «Союза» создали «Общество по армянскому вопросу». В это же время была выявлена группа молодежи из 17 человек, которая изготовляла и распространяла антисоветские листовки [7, л. 20-36].
1966 год ознаменован созданием подпольной Национально-Объединенной партией Армении (НОП). Задача НОП была двуединой: добиваться независимости Армении и возвращения республике «исконных» земель. Буквально уже через два-три года лидеры партии – Ш. Арутюнян, С. Затикян, А. Хачатрян и др. были арестованы. В Программе НОП заявлялось об отказе от антикоммунизма, а задача получения суверенности Армении решалась путем выхода ее из состава СССР, для чего предполагалось провести всеармянский референдум [5, с. 74-75]. Фактически аналогичные цели ставил перед собой и «Союз воссоединения Армении», созданный в 1969-1970 гг. Его участники Ю. Будагян, С. Меликян, С. Саркисян и др. выступали за образование «Независимого объединенного армянского государства» [4, с. 737].
В 1967 г., «исходя из политики репатриации армян из-за рубежа, а также из опасения в том, что возвращение из СССР отдельных армян – репатриантов может быть использовано реакционными организациями за границей в антисоветской пропаганде», советское руководство сократило количество желающих эмигрировать армян до 6%. В связи с этим, в 1967 г. возможность уехать получили 216 человек; в 1968 г. – 188; в 1969 г. – 187. Но с начала 1970-х гг. вновь оживляется процесс эмиграции. Так, в 1970 г. из страны выехало уже 807 человек; в 1971 г. – 521; в 1972 г. – 796; в 1973 г. – 998 [11, л. 19-22].
В 1973-1974 гг. прошел ряд судебных процессов над армянами, обвинявшихся в принадлежности к НОП. После 9 судебных процессов к длительным срокам заключения были приговорены 17 членов НОП [12, л. 14].
В это же время в адрес советских и международных организаций направляется множество обращений с требованием легализации НОП Армении. На территории распространяются листовки с призывами возвратить Армении исконные ее территории, относящиеся на данный момент к Турции или Азербайджану.
Самиздат того периода представлен работами А. Апикяна, А. Манучаряна, С. Мелконяна «Все о национальном вопросе», «Империализм»; газетой «Парос» («Маяк») С. Затикяна и т.д.
В 1977 г. была создана Армянская Хельсинкская Группа (АХГ), в которую вошли Э. Арутюнян, Р. Назарян, С. Осян. Позже она пополнилась Ш. Арутюняном и А. Хлгатяном. АХГ ставила своей целью добиваться на практике реализации положений Заключительного Акта Хельсинкских соглашений и стремиться к принятию Армении в члены ООН для решения проблемы рассеянных по всему миру армян. Однако тем самым нарушались принципы Заключительного акта, а именно нерушимость границ и территориальная целостность государств. Вскоре начались аресты членов АХГ [13, л. 31].
В то же время с конца 1970-х гг. советские власти стали более либеральны в вопросах эмиграции армян. В 1979 г. в США эмигрировало 3850 человек, в 1980 г. каждую неделю выдавалось по 150-200 въездных виз в США. Приблизительно 90% выезжавших – именно бывшие репатрианты, в свое время вернувшиеся на родину из Греции, Ирана, Ливии, Сирии. Правда, уезжали не обязательно в Америку, но и в Австралию, Аргентину, Канаду, Ливан, Францию [14, л. 307-308].
Связь между армянским национальным движением и московскими правозащитниками была эпизодической; из заявлений москвичей в защиту армянских оппозиционеров следует назвать обращение в Международную коллегию юристов и в Международную Амнистию участника Инициативной группы защиты прав человека в СССР С.Ходорович и члена-корреспондента АН СССР Ю. Орлова по делу П. Айрикяна, протесты А. Сахарова и Московской Хельсинкской Группы о судопроизводстве по делу взрыва в метро.
Особенностью армянского национального движения было стремление использовать идеи защиты прав человека для достижения своих конкретных целей, с одной стороны, и изначальная ориентация и связь с заграницей, что исторически обусловлено.
Библиографический список
- РГАНИ. Ф. 4. Оп. 16. Д. 187.
- РГАНИ. Ф. 4. Оп. 9. Д. 1440.
- Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Советское оппозиционное движение в Прибалтике. 1950-1980-е гг. // История и археология. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/956 (дата обращения: 03.04.2014).
- 5810. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953-1991. Аннотированный каталог. М.: Международный Фонд «Демократия», 1999.
- Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс-Москва, 1992.
- РГАНИ. Ф. 89. П. 2. Д. 6.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 58. Д. 19.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 58. Д. 3.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 233.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 67. Д. 82.
- ЦД «Мемориал». Ф. 102. Оп. 1. Д. 28.
- ХТС. 1978. Вып. 48.
- ВестиизСССР. Правачеловека. Мюнхен, 1980. №10.