УДК 373

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА

Сулимов Вадим Сергеевич
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

Аннотация
В статье рассматривается открытие школ на железных дорогах Западной Сибири по инициативе МПС в конце XIX века. Железной дороге были необходимы специалисты. Организуемые школы являлись первым звеном общеобразовательной подготовки детей железнодорожников перед поступлением в профессиональные училища. Инициатива МПС была поддержана управлениями Средне-Сибирской и Западно-Сибирской железных дорог. Открываемые учебные заведения принимали различные формы, используя нормативную базу городских и сельских училищ.

Ключевые слова: директор училищ, железная дорога, железнодорожная школа, попечитель учебного округа, приходское училище


SECONDARY SCHOOL ON THE RAILROADS OF WESTERN SIBERIA IN THE END OF XIX CENTURY

Sulimov Vadim Sergeevich
Tobolsk state social-pedagogical Academy. DI Mendeleev
candidate of historical Sciences, associate Professor of Economics, management and law

Abstract
The article considers the opening of schools on the railroads ofWestern Siberia at the initiative of the Ministry of Railways at the end of the XIX century. The railway were necessary specialists. Organized school was the first link of the General education railway children before entering vocational schools. The initiative of the Ministry of Railways was supported by the departments of the Central Siberian and West Siberian Railways. Open educational institutions took various forms, using the normative base of urban and rural schools.

Keywords: Director of schools, parish school, railroad school, railway, school district Trustee


Библиографическая ссылка на статью:
Сулимов В.С. Общеобразовательные школы на железных дорогах Западной Сибири в конце XIX века // История и археология. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/08/1140 (дата обращения: 07.10.2017).

В конце XIX в. МПС в Западной Сибири начало открывать школы для детей железнодорожников. Данные учебные заведения имели подготовительный характер, готовя учащихся к поступлению в специализированные железнодорожные училища. Школы открывались по образцу сельских одноклассных училищ. Активное участие в открытии школ приняло Управления Средне-Сибирской и Западно-Сибирской железных дорог. При данных училищах открывались воскресные школы и курсы для взрослых. Школы на железных дорогах имели свою специфику. Содержась на средства МПС, школы в учебном отношении подчинялись Министерству народного просвещения. Деятельность этих школ в конце XIX в. изучена довольно незначительно, как и некоторых других категорий учебных заведений Западной Сибири [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Между тем имеется ряд публикаций автора косвенно касающихся работы железнодорожных школ [7; 8; 9; 10].

В связи с потребностью в подготовительном училище для детей железнодорожных служащих МПС в1898 г. ассигновало кредит на постройку школы на станции Боготол. Также МПС ассигновало кредит на содержание данной школы и на учебный персонал. На основании вышеизложенного Управление Средне-Сибирской железной дороги просило разрешения у директора народных училищ Томской губернии открыть на станции Боготол однокласное училище по образцу сельских школ и дать указания для руководства. В школе планировалось обучать детей бесплатно в возрасте от 8 до 12 лет. Курс обучения предполагался трехлетний по Положению о начальных народных училищах 25 мая1874 г., программа утверждена 7 февраля 1897 года. Планировалось обучать 75 человек. В июне1898 г. в школе набралось 34 ученика – 22 мальчика и 12 девочек. Здание школы было еще не закончено. Школа размещалась в нанятом доме. Обучением временно занимался окончивший курс духовной семинарии Титов. Законоучителем состоял настоятель Боготольской церкви о. Николай Заводовский. На содержание школы было ассигновано в1898 г.: учителю – 480 руб., законоучителю – 240 руб., сторожу – 240 руб., на отопление – 140 руб., на освещение – 40, на содержание в чистоте – 10, на ремонт здания – 50, на учебные пособия – 40 руб. Ассигнование на будущий год могло быть увеличено сообразно потребности [11, л. 2-2об.].

В мае1898 г. попечитель Западно-Сибирского учебного округа просил директора училищ Томской губернии рекомендовать в Боготольскую железнодорожную школу опытного учителя, хорошо знавшего пение для организации из детей церковного хора. В школу был рекомендован выпускник Омской учительской семинарии К. Корнилов, назначенный на должность с 15 августа [11, л. 23-23об.].

Начальник Средне-Сибирской железной дороги просил разрешения у директора училищ Томской губернии об открытии на станции Обь двухклассного сельского училища, с программой, утвержденной МНП 31 мая1869 г., и дать ему все необходимые указания для руководства при содержании школы. Открытие данной школы Управление ССЖД находило необходимым, так как распоряжением МПС на станции Красноярск было построено и открыто железнодорожное техническое училище для пополнения железной дороги необходимым персоналом. Однако детей железнодорожников в данном училище было не велико, так как вблизи не существовало школ с программой, позволяющей поступать без экзамена в училище. Для поступления детям было необходимо окончить уездное, двухклассное городское или сельское училища. Вследствие этого, Управление дороги решило на больших станциях, удаленных от городов, открыть необходимое количество школ данных типов. Летом1898 г. на станции Обь устраивалась бесплатная школа для детей обоего пола в возрасте от 8 до 12 лет, с программой, по окончании которой, мальчики могли поступать без экзамена в Красноярское ЖДТУ. Здание проектируемого училища могло пользоваться значительной площадью земли на полосе отчуждения под железную дорогу. В здании могло разместиться до 250 человек обоего пола [11, л. 4].

Расход для Обской школы производился из сумм кредита, ассигнованного МПС по смете на1898 г.: учителю – 480 руб., помощнику учителя – 300 руб., на сторожа – 240 руб., на отопление – 200 руб., на освещение – 40 руб., на ремонт здания и мебели – 300 руб., на содержания здания в чистоте – 12 руб., на приобретение учебных пособий – 300 рублей. В1898 г. в школе обучалось 120 человек – 81 мальчик и 39 девочек. При таком числе учащихся и ввиду начального обучения поступивших, выделенного кредита вполне хватало. В следующем году ожидалось увеличение кредита на школу. Для преподавания были приглашены временный священник при станции Обь, законоучитель Г. Диатропов, окончивший Пензенскую духовную семинарию; учитель Н.В. Гольцов, выпускник Омской учительской семинарии; помощница учителя К.С. Гольцова, закончившая прогимназию [11, л. 4об.].

В 1897-1898 учебном году Западно-Сибирская железная дорога открыла на станции Омск две сменные начальные школы для детей обоего пола. В виду значительного расширения здания училища, вызванного многочисленностью учащихся и теснотой прежнего помещения, директор училищ Акмолинской и Семипалатинской областей разрешил с нового учебного года соединить в одну группу с утренними занятиями, при трех отделениях, наименовав училище «приходским для обоего пола железнодорожным училищем на станции Омск ЗСЖД ведомства МНП» [11, л. 13].

Осенью1898 г. при приходском училище станции Омск с благословения епископа Григория и с согласия железнодорожного начальства была открыта воскресная школа под руководством священника о. Н. Тяжелова [11, л. 28].

На станции Тайга Средне-Сибирской железной дороги была открыта школа для детей железнодорожников. На ее содержание в1898 г. было выделено 1612 руб. На следующий год планировалось выделить 2085 руб. при содержании двух учительниц. Школа размещалась в особом доме. В дальнейшем планировалось выстроить здание. Возраст учеников составил от 8 до 13 лет. Курс обучения трехлетний, соответствующий программе одноклассных сельских училищ  МНП, по Положению о начальных училищах 25 мая1874 г., программа была утверждена 7 февраля 1897 года. Дополнительно преподавалось черчение и начала прикладной механики. Учащихся предполагалось до 85 человек. В сентябре1898 г. насчитывалось 54 учащихся [11, л. 14-14об.].

Осенью1898 г. начальник Средне-Сибирской железной дороги выступил с инициативой открыть при училище на станции Тайга воскресные классы для взрослых. Классы планировалось открыть под наблюдением учительницы школы Е.В. Корсаковой, окончившей Курганскую женскую гимназию, с участием О.А. Сакович, выпускницы Царско-сельской женской гимназии, назначаемой второй учительницей школы [11, л. 20].

Таким образом, мы видим, что инициатива МПС была поддержана на местах управлениями железных дорог Западной Сибири, активно участвовавшими в организации различных начальных и низших учебных заведений на станциях с привлечением служащих МНП и Синода. Открытие училищ на железнодорожных станциях было необходимо для решения вопросов относительно общеобразовательной подготовки будущих специалистов для работы на железной дороге.


Библиографический список
  1. Сулимов В.С.Частные школы для детей рабочих на приисках и рудниках Западно-Сибирского учебного округа конца XIX – начала XX в. // Рабочая семья.Сибири: Сборник научных статей. Барнаул: АЗБУКА, 2012. С. 30–33.
  2. Сулимов В.С. Школы Западно-Сибирского учебного округа на рудниках и приисках рубежа XIX – ХХ веков // История горного дела в России: XVIII–XX вв.: Выпуск 2: История горного образования. СПб.: Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2012. С. 91–94.
  3. Сулимов В.С. Передвижные школы для переселенцев в Тобольской губернии начала ХХ века // Исторический сборник. Сборник научных работ, посвященный 30-летнему юбилею исторического факультета ТГСПА им. Д.И. Менделеева. Тобольск, 2009. С. 128–130.
  4. Сулимов В.С. Училища (школы) передвижные // Ишимская энциклопедия. Тюмень: ОАО «ТИД», 2010.С. 509.
  5. Сулимов В.С, Татарникова А.И. Передвижные школы Тобольской губернии в начале ХХ в.// Тобольск научный – 2011: Материалы VIII Всерос.науч.-практич. конф. Тобольск: Полиграфист, 2011. С. 229–230.
  6. Сулимов В.С. Школы на приисках Алтая рубежа XIX–ХХ веков // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36759 (дата обращения: 01.08.2014).
  7. Сулимов В.С. Курсы корзиноплетения и лепки для учителей в Ишиме под руководством чехов в1916 г. // Европейские общины в российской провинции во второй половине XIX – начале ХХ в.: Сборник научных статей. Барнаул: Азбука, 2010. С. 193–199.
  8. Сулимов В.С., Валитов А.А., Загороднюк Н.И. Использование труда военнопленных в городах Тобольской губернии в годы Первой мировой войны // Тобольск научный – 2011: Материалы VIII Всерос.науч.-практич. конф. Тобольск: Полиграфист, 2011. С. 130–133.
  9. Сулимов В.С. Обучение педагогов г. Ишима корзиноплетению и лепке на ремесленных курсах // Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России: тезисы докладов 4-й Международ. научн.-практич. конф. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011. С. 242–245.
  10. Сулимов В.С. Открытие курсов корзиноплетения и лепки для учителей г. Ишима под руководством пленных чехов в 1916 году // III Сборник науч. статей «История Западной Сибири: проблемы и перспективы исследований». Ишим, 2011. С. 48–53.
  11. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп.2. Д. 1155.


Все статьи автора «Сулимов Вадим Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: