УДК 13

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Демина Светлана Андреевна
Казанский государственный университет культуры и искусств

Аннотация
Данная статья посвящена основным историческим периодам становления социальной педагогики и развития социально-педагогической деятельности в России.

Ключевые слова: исторические и культурные особенности, система педагогической науки, социальная педагогика, социально-педагогическая деятельность


CULTURAL AND HISTORICAL CHARACTERISTICS OF RUSSIAN SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY

Demina Svetlana Andreevna
Kazan State University of Culture and Arts

Abstract
This article is devoted to the main historical periods in the socio-pedagogical science establishment and the socio-pedagogical work development.

Keywords: historical and cultural features, pedagogical science system., social pedagogy, social-pedagogical activity


Библиографическая ссылка на статью:
Демина С.А. Культурно-исторические характеристики социально-педагогической деятельности в России // История и археология. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2014/11/1273 (дата обращения: 17.07.2023).

В настоящее время современное общество переживает новый этап своего развития, обусловленный  электронно-информационной революцией, которая оказывает решающее воздействие на общество, в частности на сферу досуга, науку, культуру, образование [11].

Перед образованием в целом стоит ряд проблем, одной из которых является необходимость воспитания нового человека, в формировании нового типа его мышления и сознания таким образом, чтобы он смог ориентироваться в быстроменяющемся современном мире [4].

Мировое образовательное пространство выступает как единство национальных образовательных систем разного типа и уровня, значительно различающимся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию [5]. В России же наблюдается резкое увеличение контактов с зарубежными странами, усиление взаимопроникновения культур, что является следствием политических и социальных перемен, характеризующих Россию как открытое общество. Происходит интеграция в объединенную Европу [3].

Становление социально-педагогической деятельности в России сегодня происходит в непростых, подчас противоречивых условиях развития общества и изменения системы образования в целом. Однако, являясь междисциплинарной отраслью знаний о человеке, социально-педагогическая наука призвана решить множество обозначенных вопросов.

Среди исследователей можно выделить несколько подходов в определении статуса социально-педагогической деятельности и в ее соотношении с общей педагогикой и другими педагогическими науками. Следует отметить, что различия в подходах весьма существенны, что, в свою очередь, свидетельствует об актуальности дальнейшей разработки методологии и объектно-предметной области социальной педагогики как науки.

Разногласия ученых, главным образом, объясняются различным определением социально-педагогической деятельности в рамках социальной педагогики и педагогики как науки в целом. Социально-педагогическая деятельность не может, например, рассматриваться как процесс усвоения  совокупности знаний, умений и способностей, связанных с регуляцией эмоциональной сферы личности и необходимых для эффективной социализации и коммуникации в процессе обучения [6], поскольку речь идет о необходимости определения ее места в системе педагогической науки.

Так, например, А.И. Арнольдов определяет социальную педагогику как целостную научную систему наравне с философией образования и общей педагогикой [1]. В.А. Никитин рассматривает социально-педагогическую деятельность как частнопедагогическую составляющую, различающуюся в зависимости от масштабов деятельности [9]. По мнению, В.Г. Бочаровой социальная педагогика конкретизирует положения общей педагогики в соответствии с существующими средовыми возможностями и социокультурными условиями [2].

Что касается структуры социальной педагогики, то, согласно А.В. Мудрику, она включает в себя несколько разделов, в частности социологию, философию, теорию,  воспитания, теорию, психологи, методику, экономику и менеджмент социального воспитания [10, c.362].

Е.В. Титова выделяет социальную педагогику как отдельную отрасль в структуре в современной педагогической науке, ставя ее наравне с дошкольной педагогикой, специальной педагогикой, военной педагогикой, педагогикой высшей школы и другими [12, c.111].

Итак, большинство исследователей сходятся во мнении, что социальную педагогику следует рассматривать как отдельную науку и одновременно область практической специализированной деятельности, проводимой в рамках образовательного комплекса [7].

Социально-педагогическая деятельность в России имеет глубокие исторические корни, и ее содержание во многом определяется этническими, национальными, культурными особенностями русского народа. Человеческая цивилизация в своем развитии сталкивалась с проблемой обездоленных или неполноценных людей, однако отношение к ним в различных странах и государствах варьировалось от физического истребления до полной или частичной интеграции их в существовавшие социальные структуры.

В истории русского народа отношение к детям-сиротам, старикам, инвалидам, как и сегодня, было обусловлено, главным образом, аксиологическими позициями общества, то есть его идеологическими, социальными, экономическими и нравственными воззрениями. Большое влияние на закрепление гуманного и сострадательного отношения к беззащитным и уязвимым людям на Руси оказали христианские традиции.

Становление социально-педагогической деятельности прошло сложный исторический путь от зарождения идеи благотворительности, основанной на понятиях милосердия и сострадания, до исследования социальных аспектов образования и формирования научного аппарата специализированного направления социальной теории и практики.

Следовательно, характеристика понятия социально-педагогической деятельности не представляется возможной без учета исторических и культурных особенностей. Исследователи выделяют несколько этапов ее становления и развития в России.

К первому относят догосударственный период – IХ-ХVI века, характеризующийся благотворительной деятельностью древнерусских князей, монахов, а также  особенностями традиционного воспитания детей в древнерусских общинах, в частности оказанием коллективной помощи сиротам.

Вторым этапом принято считать период с начала XVII века до реформы 1861 года, отличающийся появлением первых социальных учреждений в которых детей обучали грамоте и ремеслам. Важную роль в развитии социально-культурной деятельности сыграл Петр I, не только выделивший категории нуждающихся, но и законодательно закрепивший частную благотворительную деятельность. Заботу о сиротах продолжили и Екатерина Великая, Мария Федоровна, Екатерина II и Александр I, учредившие специальные институты для оказания государственной поддержки нуждающимся.

На третьем этапе развития социально-педагогической деятельности, в период с 60-х годов ХIХ века до начала XX века, наблюдается интенсивное развитие частной благотворительности, появление профессиональных специалистов и развитие системы социальных служб, таких как благотворительные учреждения, попечительские советы, ночные приюты, народные столовые и больницы. К началу XX века в обществе сложилось устойчивое положительное отношение к благотворительной помощи, оказание которой приравнивалось к выполнению морального долга [8].

К четвёртому этапу принято относить период с 1917 года до середины 80-х годов XX века. Основными характеристиками социальной деятельности в данный период являются отказ от благотворительной деятельности как пережитка буржуазного строя в терминах Октябрьской революции 1917 года и последующее ее возрождения уже в СССР.

Данный период является самым противоречивым, поскольку, с одной стороны, социальная педагогика была обогащена деятельностью выдающихся ученых-педагогов А.С. Макаренко, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого и других, с другой же стороны, положение детей – главного объекта воспитательного процесса – резко ухудшилось во время Великой Отечественной войны в 1941-1945 годы.

Следует отметить, что именно в 60-70-е годы XX века создаются институты, развиваются организационные формы социально-культурной деятельности, возобновляются теоретические исследования в данной области и фактически развитие социальной педагогики как науки выходит на новый уровень развития. Социальная педагогика стала приобретать черты сложной системы как отдельная область педагогического знания, наряду с философией образования, семейной педагогикой и другими [13].

Таким образом, научно-содержательная  структура социально-педагогической деятельности во многом обусловлена культурными и историческими особенностями становления социальной педагогики в России. Понятие социально-педагогической деятельности и в настоящее время относится, с одной стороны, к стремительно развивающейся отрасли научного знания, приобретающей признаки научной дисциплины, однако, с другой стороны, уже занимающей важное место в общей системе педагогической науки.


Библиографический список
  1. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики (В поддержку актуальной науки). – М.: ПИК ВИНИТИ, 1999. – 132 с.
  2. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. – М.: ИПСР РАО, АСОПиР РФ, 1999. – 184 с.
  3. Галиаскарова Н.Г. Функционально-коммуникативный подход в формировании лексических навыков при изучении иностранных языков // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5364 (дата обращения: 05.11.2014).
  4. Демина С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2149 (дата обращения: 29.10.2014)
  5. Демина С.А. Значение культурного многообразия в интеграции современного культурно-образовательного пространства // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2792 (дата обращения: 05.11.2014).
  6. Кириллова А.И. Формирование эмоционального интеллекта на занятиях иностранного языка // Современная педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/02/2130 (дата обращения: 29.10.2014).
  7. Липский И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс // Педагогика. – 2001. – № 1.
  8. Липский И.А., Никитина Л.Е. Социальная педагогика в системе гуманитарного знания: структура и связи. URL: http://www.lespegiko.ru/page/Statii/Soc-Ped-1.htm (дата обращения 11.11.2014).
  9. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 72 с.
  10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт.; Т.1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: БРЭ, 1993. – 608 с.; Т.2 – 672 с.
  11. Сатарова Л.Х. Современные методы межкультурной коммуникации в информационной системе Интернет // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2199 (дата обращения: 28.10.2014).
  12. Титова Е.В. Строение педагогической науки // Вестник Северо-западного отделения Российской академии образования “Образование и культура Северо-Запада России. – 2001. – Вып.6. – С.109-118.
  13. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика//Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М.А. Галагузовой. URL: http://modernlib.ru/books/galina_nikolaevna_shtinova/socialnaya_pedagogika_uchebnik_dlya_vuzov/read_1/ (дата обращения 11.11.2014).


Все статьи автора «Demina S.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: