УДК 908

ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ СЕЛА БЕЗВОДНОЕ

Ахматгалиева Мария Денисовна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена загадкам топонимики одного из Нижегородских сел – Безводного. Исследование топонимов – это мост между прошлым и настоящим. Происхождение некоторых из них прозрачно, а история возникновения других может хранить тайну. Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия, содержащие в себе сведения о жизни, культуре, менталитете наших предков.

Ключевые слова: Безводное, Нижегородский край, топонимы


RIDDLES OF TOPONYMY OF THE VILLAGE ANHYDROUS

Ahmatgalieva Maria Denisovna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
The article is devoted to the mysteries of the place names of one of the villages of Nizhny Novgorod – Anhydrous. The study of toponyms is a bridge between past and present. The origin of some of them is transparent, and the history of others can keep a secret. We cannot allow these lost names, contains information on life, culture and mentality of our ancestors.

Keywords: Anhydrous, Nizhny Novgorod region, the toponyms


Библиографическая ссылка на статью:
Ахматгалиева М.Д. Загадки топонимики села Безводное // История и археология. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/09/2360 (дата обращения: 29.09.2017).

Многими городами и сёлами гордится Нижегородский край. Село Безводное имеет давнюю историю. Вспомним особенности топонимики этого края, его  удивительные названия улиц, оврагов и ключей, бытующих среди жителей села.

Село Безводное расположено на реке Волге. Откуда взялось такое название? Говорят, что первые жители поселились возле Гремячего ключа на южном склоне. Первое поселение также носило название Гремячка.

Много беглых людей было в те годы в здешних краях. Бывали случаи, когда бежавшие от хозяев крестьяне беспокоили жителей приволжских деревень. Особенно доставалось от них деревне Гремячке, что стояла выше нынешнего села Безводное. Гремячинские жители терпели-терпели всё это, да и решили всей деревней покинуть насиженный край. Долго искали они подходящее место и вот один раз вышли из леса на открытую поляну, и задумали они на ней обосноваться. Поставили сои избушки и стали колодцы копать. До пятнадцати сажен докопали, а воды-то нет и нет…. Вот и назвали своё селение Безводным. Ну, а расселяться-то люди стали по горе, ближе к Волге. Здесь, в горе, много ключей с хорошей свежей водой было. Да и река совсем  рядом. Так что в селе воды стало много, а название так и осталось.

С некоторыми ключами связаны истории. Один, особо почитаемый, носил название Двенадцать ключей в честь двенадцати Апостолов. Из него брали воду для обрядов и использования в пище. Ключ и сегодня существует в дальней части села, так называемой Козинке.

На Волге, напротив Безводного, есть три больших острова. В давние времена их звали Тёплыми. Вот какая бытует история. Будто бы заросшие ивняком да дубами, острова служили доброй защитой для людей, плывших рекой на плотах или баржах. Подплыв в непогоду или сильный ветер к островам, волгари могли тут спокойно переждать бурю, а при желании – набрать валежника, запалит костёр, погреться, да похлёбки с кашей сварить. Сидят они, вспоминают тёплый дом. Отсюда, видимо, такое пошло название островов. Сегодня острова называют по величине Большим, Средним и Малым. Их в народе величают сторожами. А огромные чёрные тополя на островах остались как немые свидетели тех давних времён.

У нас над рекой острова возвышаются

Как гордые стажи село берегут.

Село Безводное делилось по занятиям населения на две части: сельским хозяйством в основном занималось население нагорной части, а подгорная Слобода вся была занята кустарным производством.

Мы начинаем наше путешествие с площади на улице Советской. В прошлом эта улица носила название Мостовой, так как была «заключена» между двумя мостами в разных концах улицы. На этой улице жили богатые люди. Они построили много двухэтажных каменных домов, в нижних этажах которых размещались лавки. Позже в этих домах размещались: сельский совет, начальная школа, комбинат бытового обслуживания, продмаг, сельмаг, почта, столовая. Название получила по расположению на ней после революции сельского совета. Сегодня эта деловая часть села замерла. Все предприятия давно закрылись. На площади работают лишь сельская библиотека и два магазина. Эти изменения связаны с закрытием основного предприятия: Безводнинского метизного завода. Основные цеха его были перенесены ещё в середине ХХ века в верхнюю часть села, а оставшиеся со временем были закрыты. Так остановилась кипучая жизнь промышленной слободы. А ведь некогда эта часть была больше заселена, чем верхняя. Подгорная часть тянулась более чем на три километра. Из-за отдалённости многие части села получили свои названия. Одно из таких – Турция, было дано именно по такой причине. Находится оно далее старого местонахождения завода, ныне не сохранившегося.

 

Село Безводное с давних пор упоминается и в исторических документах. По «Писцовой книге» 1622 года собственником его значился дьяк Посольского приказа Фёдор Лихачёв, награждённый за дипломатические заслуги земельными владениями на Волге. В 60-х годах XVII столетия Безводное с окружающими деревнями числилось во владении боярина Прозоровского, которому оно досталось в приданое при женитьбе на дочери Лихачёва. По смерти Прозоровского, который умер бездетным, Безводное отошло в казну, а в начале 18 столетия пожаловано было князю Григорию Дмитриевичу Юсупову.

Григорий Юсупов неоднократно посылался Петром 1  в нижегородские пределы для постройки местными работниками судов речного флота. Суда строились в Балахне и Черноречье, такелаж изготовлялся в Нижнем, а гвозди и цепи Юсупов решил ковать в своей новой волжской вотчине. Безводное с незапамятных времён было местом, где вытягивали железную проволоку и изготовляли из неё железные уды, коими торговали по всей Волге, вплоть до Астрахани.

Именно расположение на Волге способствовало развитию промысла  и процветанию села. Это обстоятельство привлекло нового владельца села Юсупова к развитию на основе местного промысла цепного и гвоздильного дела.

Подгорная часть делится на местечки: Коренная, Околоток и Лягушиха. Лягушиха названа так потому, что посредине её находится пруд, заросший осокой. В нём много лягушек. Начиная с весны, они квакают до самой осени. Сейчас это улица – Куйбышева.

Центральная часть улицы представляет ровный порядок домов и называется Коренной. Ближе к горе место называется Околоток. Именно здесь можно подняться по лестнице на венец в нагорную часть села называемую Поповской горкой. Повернув от живописного пруда к горе, заканчивается один из порядков домов лестницей на Венец Околоток.

Вверху находится кладбище, и часовня на месте старообрядческого храма.  Поэтому эту часть называют Загробихой, она располагается в основном по улице К.Маркса. Красота здешних мест как будто окутала быт безводнинцев, украсив их дома причудливой резьбой, спрятав в ней таинственные знаки-символы их предков, которые вы сможете разгадать, пройдя по старинным улицам нашего села. Одна из таких улиц это улица Куйбышева – Лягушиха. В начале улицы располагаются каменные и полукаменные двухэтажные дома. Вверх по улице располагаются деревянные дома с четырёхстенным срубом, двускатной крышей. Некоторые из них были построены во второй  половине XIX века и принадлежали крестьянам-середнякам.

Многие дома украшены барельефной резьбой. Особый интерес представляют лобовые доски фронтона, расположенные несколько наклонно по отношению к стене. Их три. Они расписаны причудливой барельефной резьбой, часто с цветочными мотивами. Выполнены тонко и изящно. Словно не деревянные, а кружевные. Глухой резьбой отделаны наличники окон. Эта декоративность придаёт фасадам домов особую нарядность и праздничность. И вновь, будто сама Волга, её причудливые берега, холмы, подсказали мастерам сиволы-обереги, выполненные искусно на наличниках. Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по боковым полочкам – это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле. Проходя мимо таких окон невозможно “сглазить” их хозяев. Вспомните об этом, когда увидите красивые наличники и, возможно, Вам удастся разгадать заложенный в них тайный смысл или почувствовать их энергетику.

И вот уже мы на берегу Волги. Наш маршрут проходит вдоль острова, на котором возвышаются как таинственные стражи огромные чёрные тополя. Рыбацкая тропинка теряется впереди, а сверху возвышается высокий берег с нагорной частью села.

Пройдя по берегу Волги, мы попадём в таинственный лес. Он необычен тем, что это часть широколиственного леса. Огромные деревья будто сохранились с доисторических времён и скрывают от нас очередную тайну… Поднимаясь по склону вверх, мы попадаем к удивительному святому месту – роднику Святой ключик, хранившему свою легенду. Жители рассказывают, что возле ключа жил отшельник. Откуда он пришёл, никто не помнит. На его могиле установлен крест.

Сегодня этот родник почитаем жителями села и окрестных деревень. Вода считается чистой  и святой. Возле родника установлены часовня и купальня, используемая для обряда на праздник Крещения. Высокая лестница поднимается по склону. Она восстановлена жителями при поддержке  настоятеля Храма села Безводное Отца Льва Юшкова.

Дух захватывает от раскинувшихся перед вами необъятных просторов полей, синевы Волги-матушки, заволжских лесов! Красота здешних мест привлекла многих кинематографистов. Село Безводное и соседние волжские сёла стали съёмочной площадкой студии Мосфильм. В разное время здесь снимались фильмы: «Чемпион мира», «Хождения по мукам», «Деревенский детектив», «Фома Гордеев», «Русское поле», «Курочка Ряба» и др.

Дальше Купеческое Безводное…. И вновь  широкие улицы, добротные купеческие дома говорят о промысле, способствовавшем процветанию села в XIX – начале XX веков.

В этой части села располагаются несколько улиц: Троицкая, Большая, Зайчиха, Аулиха, Криулка.

Аулихабыла самая дальняя улица, осталась за нашим маршрутом. Название получила от того, что по ней в долину гнали скот и кричали: «Ау!». Долина – место, по которой протекает Речка (без названия), именно на его склоне располагается родник Гремячий, с которого пошла история села Безводное. Через неё ходят жители из деревни Михальчиково в Безводное. Сегодня по живописным склонам располагаются садовые общества.

А вот основные улицы и теперь очень интересны. Две основные улицы  располагаются параллельно друг другу: Большая и Троицкая.

Улица Большая раньше называлась Большой порядок. Такое название она получила за самые длинные порядки домов. В начале улицы и теперь находится башня, в которую накачивали воду для снабжения водой всего села вплоть до конца ХХ века. Эту башню построил в 1910 году известный меценат и богатейший предприниматель Матвей Емельянович Башкиров. Он оставил о себе благодарную память жителей села Безводное за построенную водокачку так необходимую для жизни по причине постоянной нехватки воды в нагорной части. Однако в народе живёт легенда о башне. Яко бы на этом месте находился колодец, в который упала, поскользнувшись, жена хозяина Башкирова. Это мало вероятно, ведь в Безводном не было дома Башкировых, но известно, что  он действительно  построил эту водонапорную башню

На этой же улице находится большой двухэтажный дом богатого крестьянина Ивана Ивановича Проскурякова. Сейчас в этом здании располагается сельская амбулатория. При советской власти улица стала носить имя Ленина. Длина её один км. Параллельной ей находится улица Троицкая, ныне 1 мая. Своё название она, должно быть, получила о того, что на ней построена церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы Население  Безводного было не только очень деятельным, а через это и весьма зажиточным, но отличалось большой религиозностью. Об этом свидетельствует построенная на горе большая каменная церковь Пресвятой Живоначальной Троицы, построенной в 1894 году, внутри которой был установлен позолоченный иконостас, а стены расписаны профессиональными художниками.

Кроме православного храма была ещё староверческая церковь и несколько староверческих различных толков. Все приходы – богатые, поскольку безводнинские прихожане слыли людьми состоятельными. Сейчас в нашем селе восстановлена каменная церковь Пресвятой Живоначальной Троицы, разрушенная в 1936 году. До начала ХХ века жители Безводного придерживались своих традиционных обычаев, характерных для этих мест.

По базарным и праздничным дням все ходили нарядно одетыми, особенно женщины. Этому способствовали следующие причины: рост доходов семьи, их религиозность, поскольку в Безводном особо почитались Покров, Рождество, Пасха, Троица и Масленица. К Троице молодым парням и девушкам старались приобрести новые наряды: костюмы, рубашки, платья, юбки, шали, платки. Нарядно  одевшись, они выходили гулять на Венец в нагорной части села. Сюда сходились и жители Горы и слободские. А вид отсюда на Волгу чудесный! Воздух чистый, прозрачный, а взору гуляющих открывались удивительные волжские дали. Плывут по реке белые пароходы, над ними пролетают легкокрылые чайки, а из-под горы ветер приносит запах цветущих деревьев. Люди, видя всё это, приговаривали: «У мальчишек кудри вьются, а у девушек сердца бьются». Именно на Троицу девушки наряжались в старинную одежду, расшитую золотыми нитями, и водили хороводы. А называлось это «кругами играть». Для гуляний были определённые места, по улицам не расхаживали.

Давно это было. И вот традиция начала возрождаться. И теперь ежегодно в храмовый праздник в селе организуются «Безводнинские круги». Сегодня фольклорная группа воспитанников воскресной школы бережно сохраняет традиции своего села, принимая участие в различных конкурсах, показывая всем красоту и неповторимость родного края, его традиции и культуру. Стало доброй традицией отмечать престольный праздник – День Святой Троицы народными гуляниями, водить Троицкие круги.

Слева от нас остаётся небольшая улочка Криулка (ул. Комсомольская). Названо так по неровности расположения домов вдоль оврага.

С Венца (высокий берег Волги) открывается вид на старообрядческую церковь Казанской Божьей Матери. Справа от него местечко называется Монастыркой, где раньше был Лукояновский монастырь Спасова Согласия. Но позже его разрушили.

Весь замечательный овраг с буграми, родниками внизу называется Комарихой. Название говорит само за себя. Даже в жаркие дни здесь прохладно и сыро. Говорят, что до самой Троицы в самых глубоких местах оврага лежал снег, из которого делали на Престол мороженое.

Слева от венца находится улица им. Фрунзе, которая носит название Зайчиха. Это небольшая улочка по высокому  берегу.  Название прижилось за этим местом с тех пор, когда  селились люди на высоком берегу, вырубали лес, а со временем здесь находились хранилища, позднее силосные ямы, где было много зайцев.

Мы заканчиваем наш маршрут на пятачке ровной поверхности, называемой Мальчиком, где с давних времён играли ребятишки. Здесь сооружён обелиск погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны. Низко кланяемся мы за славную историю, за то духовное наследие, сохранённое от предков наших ценой жизни многих земляков. Перед нашими взорами раскинулось родное Безводное:

Здесь горы и долы, овраги и слуды
Навеки сроднились с великой рекой,

А склоны широкие, как крылья зелёные
Седую легенду о Волге несут.

Вот  она – Волга-матушка, кормилица! Она наградила талантами и силушкой наших предков. Мы должны сохранить наследство, подаренное нам «волжской волной»:  единство народное, крепость духа, любовь к Родине! Обелиск – символ памяти не только событий той войны, но всей истории родного села.

Исследование топонимов – это мост между прошлым и настоящим. Как много, оказывается, могут рассказать топонимы о жизни наших предков. Топонимика позволяет создавать рисунок прошлого. Происхождение некоторых из них прозрачно. Но далеко не всегда можно сразу сказать: откуда взялось имя и почему его дали месту? История возникновения некоторых топонимов хранит тайну. Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия. Поэтому надо сохранить топонимы, так как они содержат в себе сведения о жизни наших предков.

Мы гордимся историей и культурой своей малой Родины. Хотим сохранить неповторимый мир наших замечательных мест, духовные традиции Родины.


Библиографический список
  1. Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. Н.Новгород: РИ «Бегемот», 2013. 384 с.
  2. Нижний Новгород: историко-культурный портрет. Н. Новгород: Кварц, 2013. 224 с.
  3. Кочнова К.А. Культурология: Учебное пособие. Н.Новгород: НГСХА, 2014. 196 с.
  4. Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена / Сост. В.И.Бородин. Н. Новгород, 1994. 46 с.
  5. Кочнова К.А. Роль этнических стереотипов в межкультурной коммуникации // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. С. 7.
  6. Славное прошлое нижегородской земли: книга для внеклассного чтения по истории Нижегородского края / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2013. 416 с.
  7. Кочнова К.А. Язык культуры: концептуальный анализ языка // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы. Тамбов, 2010. С.179-182.
  8. Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Нижний Новгород, 1999. 312 с.


Все статьи автора «Ахматгалиева Мария Денисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: