УДК 94(479)

АРМЯНСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР (1950-1980 ГГ.)

Королева Лариса Александровна1, Молькин Алексей Николаевич1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье рассматриваются содержание и формы (литература, подпольные объединения, в том числе правозащитные, эмиграция и т.п.) армянского национального движения в СССР в 1950-1980-е гг., факторы влияния на него, взаимоотношения представителей армянской оппозиции с московскими правозащитниками.

Ключевые слова: армянское национальное движение, СССР


THE ARMENIAN NATIONAL MOVEMENT IN THE USSR (1950-1980)

Koroleva Larisa Aleksandrovna1, Molkin Alexey Nikolaevich1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article the contents and forms (literature, underground associations, including human rights, emigration, etc.) the Armenian national movement in the USSR in the 1950-1980th, factors of influence on it, relationship of representatives of the Armenian opposition with the Moscow human rights activists are considered.

Библиографическая ссылка на статью:
Королева Л.А., Молькин А.Н. Армянское национальное движение в СССР (1950-1980 гг.) // История и археология. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2014/06/1062 (дата обращения: 20.07.2023).

К 1950-м гг. численность армян, проживавших за пределами республики, в основном, в странах Ближнего и Среднего Востока, Франции, США, Латинской Америки, составляла свыше 1 млн. чел. Армяне стремились сохранить свою культурную автономию, язык, многих из них не покидала мысль о возвращении. За рубежом выходило более 80 журналов и газет на армянском языке [1, л. 10]. Со временем идея воссоединения разбросанных по миру армян на исконной территории станет главным содержанием национального оппозиционного движения в республике. Другим лейтмотивом армянского национального движения было требование возвращения исконно армянских, по их мнению, земель – Карс, Ардаган, пограничные районы Нагорного Карабаха и Нахичевани).

В 1950-е гг. в Советской Армении наблюдается активизация «националистических» настроений, что было детерминировано, скорее всего, хрущевской «оттепелью», а также влиянием вернувшихся из-за границы армян на свою историческую родину.  Около 100 тыс. репатриантов из зарубежья принесли с собой «буржуазные нравы, привычки и националистические настроения» [2, л. 27]. Так же, как и в республиках Прибалтики [3], в Закавказье сильны были позиции церкви. Активность Армяно-григорианской церкви стимулировали религиозные и национальные чувства населения, особенно молодежи. 

12 октября 1955 г. в Армении возникли беспорядки после футбольного матча между ереванским «Спартаком» и командой свердловского окружного дома офицеров. Начавшись с протеста против показавшегося необъективного судейства, выступление приобрело ярко выраженные «националистическо-антисоветские» тона. В адрес советской армянской милиции летели обвинении в предании коренных интересов: «Бейте милиционеров – изменников армян, изменников армянского народа…» [2, л. 25]. Тогда же была создана «антисоветская» организация «Ленинец», члены которой (В. Асатурян, А. Гювелян, О. Пошоян, А. Ташчян и др.) распространяли листовки за подписью «строители ленинизма» [4, с. 299].

Идея национального суверенитета имела серьезную поддержку не только среди «простых людей», но и среди партийного и государственного аппарата.  Еще в 1948 г. секретарь ЦК КПА Арутюнов обратился к ООН с предложением рассмотреть вопрос о возвращении Армении территорий, занятых Турцией [5, с. 73]. В 1956 г. после смерти Сталина в Ереванском университете состоялось собрание членов партии, на котором «просматривались националистические взгляды» [6, л. 10].

С 1961 г. начинается новый этап в развитии национальной оппозиции, связанный не с изменением тактики и стратегии, а с содержанием – ключевым моментом, определившим направленность борьбы. Приближался юбилей 50-летия турецкой резни 1915 г. Еще раннее подготовка к данному событию началась за рубежом. В апреле 1915 г. турками было вырезано 1,5 млн. армян.

Начиная с 1963 г. в республике публикуются различные книги о трагических событиях 1915 г. (Верфель Ф. «40 дней горы Муса», Кирокосян Д. «Первая мировая война и трагедия западных армян (1914-1917 гг.)», Мнацаканян А. «Трагедия армянского народа в оценке русской и мировой общественной мысли (1820-1920 гг.)», Саркисян Е. «Турция и ее захватническая политика (1914-1918 гг.)» и т.д.) [7, л. 24]. В самиздате же в течение 1963 г. был распространен 41 анонимный антисоветский документ – 25 листовок и 16 писем [8, л. 4].

Данный период характеризуется созданием тайных национальных  организаций, в которых активную роль играет творческая интеллигенция. Нередко среди участников этих групп были коммунисты и комсомольцы. Так, среди одного такого объединения, насчитывавшего в своих рядах более 70 человек, имелись Амирджаков – ответственный секретарь редакции многотиражной газеты «За кадры»; Арутюнян – лектор Ереванского университета, кандидат наук, член КПСС; Енгибарян – преподаватель; Сафарян – методист заочного отделения сельскохозяйчтвенного института, кандидат наук;  Шахназарян – преподаватель и др. Члены группы выступали за  создание «Независимой Армении и присоединения ее к границам Нагорно-Карабахской автономной области  и Нахичеванской АССР, а также часть земель, принадлежавших Турции» [9, л. 73].

Некоторые служители церкви также не остались в стороне от происходящих событий. Архимандрит Егинян, преподаватель духовной академии при Эчмиадзинском монастыре, пытался организовать молодых людей на проведение националистической пропаганды и передачу информации на Запад [10, л. 34].

В 1964 г. органами безопасности было зафиксировано уже 686 фактов изготовления и распространения антисоветских анонимных документов в Армении; из них 105 писем и 581 листовка [8, л. 4].

С этого же времени набирает силу другая тенденция в армянском национальном движении – борьба за эмиграцию. С 1964 г. по 1966 г. в среднем возможность эмигрировать получало около 50% подавших заявления. В 1964 г. покинуло республику 307 человек; в 1965 г. – 1031; в 1966 г. – 796. 

В январе 1965 г.  группа известных грузинских интеллигентов обратилась к первому секретарю ЦК КПА и председателю Совета Министров СССР с просьбой не делать заверений об отсутствии у советской стороны территориальных требований к Турции во время предстоящей поездки советской делегации в Турецкую республику.

24 апреля 1965 г. прошло весьма спокойно как со стороны властей, так и со стороны оппозиционеров, не считая разгона массовых народных демонстраций. Итогом «празднеств» было понимание того, что ни союзное, ни местное руководство по большому счету ничего менять не намерены в своей внутренней политике. В этих условиях начинает формироваться движение за выезд из СССР, а во внутренних делах ключевым моментом становится проблема присоединения к Армении территорий Нагорного Карабаха и Нахичеванской АССР. В связи с этим Г. Искандаряном, О. Карапетяном и Е. Оганесяном. Было оставлено обращение в ЦК КПСС и Совет Министров СССР  за подписью более 5,5 тыс. человек, в котором содержалось требование вернуть Нагорный Карабах и Нахичевань в состав Армении как неотъемлемую часть республики. При том в подтверждение данного положения  цитировались официальные документы государственных и партийных архивов, высказывания и заявления различных деятелей.

За период 1965-1966 гг. в Армении зарегистрировано 277 фактов распространения  антисоветских листовок  (13310 листовок) и анонимных документов (53 письма). Из них было установлено 256 авторов [7, л. 31-32]. А также в 1965 г., по другим данным, было отмечено распространение 2118 самиздатовских антисоветских документов (из них 6 писем и 2112 – листовки), в 1966 г. – 10928 (16 писем и 10912 листовок) [8, л. 3].

В РГАНИ хранятся сведения об установленных авторах КГБ при Совете Министров Армянской ССР за 1963-1966 гг. [7, л. 5]. Среди авторов анонимных антисоветских документов, распространявшихся в Армении, доминировали молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет;  учащиеся школ, студенты и служащие; имевшие среднее образование. Комсомольцев было гораздо больше, чем коммунистов и кандидатов в члены партии. Весьма низок был процент лиц в возрастной группе 50-60 лет. Практически не выражали своего недовольства внутренней политикой правительства колхозники.

В 1966 г. в адрес ХХШ съезда Коммунистической партии СССР  было  направлено обращение армянской общественности с требованием разрешить территориальный вопрос. В это же время в республике был раскрыт «Армянский молодежный союз», численность которого составляла 38 человек. Главной своей задачей участники группы считали присоединение Нагорного Карабаха и Нахичевани к Армении.  Вскоре уцелевшие члены «Союза» создали «Общество по армянскому вопросу». В это же время была выявлена группа молодежи из 17 человек, которая изготовляла и распространяла антисоветские листовки [7, л. 20-36].

1966 год ознаменован созданием подпольной Национально-Объединенной партией Армении (НОП). Задача НОП была двуединой: добиваться независимости Армении и возвращения республике «исконных» земель. Буквально уже через два-три года лидеры партии – Ш. Арутюнян, С. Затикян, А. Хачатрян и др. были арестованы. В Программе НОП заявлялось об отказе от антикоммунизма, а задача получения суверенности Армении решалась путем выхода ее из состава СССР, для чего предполагалось провести всеармянский референдум [5, с. 74-75]. Фактически аналогичные цели ставил перед собой и «Союз воссоединения Армении», созданный в 1969-1970 гг. Его участники Ю. Будагян, С. Меликян, С. Саркисян и др. выступали за образование «Независимого объединенного армянского государства» [4, с. 737].

В 1967 г., «исходя из политики репатриации армян из-за рубежа, а также из опасения в том, что возвращение из СССР отдельных армян – репатриантов может быть использовано реакционными организациями за границей в антисоветской пропаганде», советское руководство сократило количество желающих эмигрировать армян  до 6%. В связи с этим, в 1967 г.  возможность уехать получили 216 человек; в 1968 г. – 188; в 1969 г. – 187. Но с начала 1970-х гг. вновь оживляется процесс эмиграции. Так, в 1970 г. из страны выехало уже 807 человек; в 1971 г. – 521; в 1972 г. – 796; в 1973 г. – 998 [11, л. 19-22].

В 1973-1974 гг. прошел ряд судебных процессов над армянами, обвинявшихся  в принадлежности к НОП. После 9 судебных процессов к  длительным срокам заключения были приговорены 17 членов НОП [12, л. 14].

В это же время в адрес советских и международных организаций направляется множество обращений с требованием легализации НОП Армении. На территории распространяются листовки с призывами возвратить Армении исконные  ее территории, относящиеся на данный момент к Турции или Азербайджану.

Самиздат того периода представлен  работами А. Апикяна, А. Манучаряна, С. Мелконяна «Все о национальном вопросе», «Империализм»; газетой «Парос» («Маяк») С. Затикяна и т.д.

В 1977 г. была создана Армянская Хельсинкская Группа (АХГ), в которую вошли Э. Арутюнян, Р. Назарян, С. Осян. Позже она пополнилась Ш. Арутюняном и А. Хлгатяном. АХГ ставила своей целью добиваться на практике реализации положений Заключительного Акта Хельсинкских соглашений и стремиться к принятию Армении в члены ООН для решения проблемы рассеянных по всему миру армян. Однако тем самым нарушались принципы Заключительного акта, а именно нерушимость границ и территориальная целостность государств.  Вскоре начались аресты членов АХГ [13, л. 31].

В то же время с конца 1970-х гг. советские власти стали более либеральны в вопросах эмиграции армян. В 1979 г. в США эмигрировало 3850 человек, в 1980 г. каждую неделю выдавалось по 150-200 въездных виз в США. Приблизительно 90% выезжавших – именно бывшие репатрианты, в свое время вернувшиеся на родину из Греции, Ирана, Ливии, Сирии. Правда, уезжали не обязательно в  Америку, но и в  Австралию, Аргентину,  Канаду, Ливан,  Францию [14, л. 307-308].

Связь между армянским национальным движением и московскими правозащитниками была эпизодической; из  заявлений  москвичей в защиту армянских оппозиционеров  следует  назвать обращение  в Международную коллегию юристов и в Международную Амнистию участника  Инициативной группы защиты прав человека в СССР  С.Ходорович и члена-корреспондента АН СССР Ю. Орлова по делу П. Айрикяна, протесты А. Сахарова и Московской Хельсинкской Группы о судопроизводстве по делу взрыва в метро.

Особенностью армянского национального движения было стремление использовать идеи защиты прав человека для достижения своих конкретных целей, с одной стороны, и  изначальная ориентация и связь с заграницей, что исторически обусловлено.


Библиографический список
  1. РГАНИ. Ф. 4. Оп. 16. Д. 187.
  2. РГАНИ. Ф. 4. Оп. 9. Д. 1440.
  3. Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Советское оппозиционное движение в Прибалтике. 1950-1980-е гг. // История и археология. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/956 (дата обращения: 03.04.2014).
  4. 5810. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953-1991. Аннотированный каталог. М.: Международный Фонд «Демократия», 1999.
  5. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс-Москва, 1992.
  6. РГАНИ. Ф. 89. П. 2. Д. 6.
  7. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 58. Д. 19.
  8. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 58. Д. 3.
  9. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230.
  10. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 233.
  11. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 67. Д. 82.
  12. ЦД «Мемориал». Ф. 102. Оп. 1. Д. 28.
  13. ХТС. 1978. Вып. 48.
  14. ВестиизСССР. Правачеловека. Мюнхен, 1980. №10.


Все статьи автора «Koroleva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: