Анализ современной историографии военного плена периода Первой мировой войны свидетельствует о том, что проблема соответствующего понятийного аппарата еще не стала предметом активного изучения со стороны историков и историков права, а используемая учеными терминология порой не отличается полнотой, взаимосвязью и логикой. В частности, нельзя не заметить, что отдельные исследователи не вполне четко разграничивают такие категории, как «гражданские пленные», «военнопленные» и «военнообязанные» и, вероятно, по этой причине предпочитают дистанцироваться от вопросов, связанных со статусными характеристиками пленников. К примеру, А.В. Тихонов в одной из своих статей «вменяет в обязанность» Главному управлению Генерального штаба (ГУГШ) наблюдение «за распределением» интернированных гражданских лиц, чем этот орган никогда не занимался, а на Калужского полицмейстера «возлагает» (правда, в виде «исключения») заведывание «всеми делами военнопленных», которыми полицмейстер заведовать просто не мог. Даже в виде исключения [1, с. 68].
Впрочем, справедливости ради надо признать, что предпосылки к отмеченным несообразностям были заложены еще в 1914 г. и, как будет показано нами ниже, самим же отечественным законодателем. В итоге понятийный аппарат плена приобрел, как видно из данных Таблицы 1, все признаки дихотомии, допускающей не просто неоднозначное, а прямо противоположное толкование таких базовых категорий, как «военнопленные» и «гражданские пленные». Правда, указанная дихотомия стала во многом типичной для всех стран-участниц Первой мировой войны и явилась следствием фактического отождествления их военно-политическим руководством двух основных групп субъектов института всеобщей воинской обязанности:
а) лиц, проходящих действительную военную службу в форме непосредственного пребывания в кадрах вооруженных сил в качестве военнослужащих;
б) лиц, проходящих военную службу в запасе в форме периодических сборов (либо переподготовки) в качестве военнообязанных (запасных).
Такой подход, в общем-то, не был лишен известной логики и не противоречил ст. 3 IV Гаагской конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» от 18 октября 1907 г. Значение же его состояло в том, что он позволял вступающему в войну государству задерживать оказавшихся на его территории подданных враждебных держав из числа военнообязанных, способствуя тем самым:
– подрыву оборонной мощи противника путем сокращения имеющегося у него контингента лиц призывного возраста;
– предотвращению передачи врагу сведений, составляющих военную и государственную тайну, носителем которых мог оказаться военнообязанный;
– легитимизации в обстановке военного времени как статуса самого военнообязанного, так и налагаемых на него правоограничений, что приобретало особое значение в условиях отсутствия в действующем международном праве института гражданского плена.
Таблица 1. Соотношение основных терминов и понятий, используемых для обозначения турецких военнопленных и гражданских пленных в российских правовых установлениях и служебной переписке периода 1914–1918 гг. [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16]
«Военнопленные» (т.е. плененные на театрах военных действий военнослужащие и приравненные к ним гражданские лица)
|
«Военнообязанные» (т.е. гражданские лица, годные к военной службе по возрасту и состоянию здоровья и либо застигнутые началом войны на территории России, либо иным путем оказавшиеся в ее власти) |
«Военнозадержанные» (т.е. гражданские лица, не подлежащие призыву в вооруженные силы по признакам пола, возраста или состояния здоровья и либо застигнутые началом войны на территории России, либо иным путем оказавшиеся в ее власти) |
|||
«Гражданские пленные» |
|||||
«Военнопленные военного ведомства», «Военнопленные, взятые на полях сражений», «Прямые военнопленные», «Военнопленные, взятые под знаменами» и т.п. |
«Военнопленные гражданского ведомства», «Гражданские военнопленные», «Лица, задержанные в качестве военнопленных» и т.п. |
«Лица гражданского состояния» |
|||
«Военнопленные» |
|||||
«Военнопленные турармии» |
«Мирные жители», «Лица, уведенные нашими войсками с неприятельской территории», «Лица невоинского звания» |
«Турецкие военнопленные, отправленные внутрь Империи» |
«Турецкие подданные, оставленные в местах своего жительства с разрешения подлежащих властей» |
||
«Благонадежные и незаподозренные в шпионстве турецкие подданные» |
|||||
«Военно-гражданские пленные», «Турпленные», «Туркопленные» |
|||||
Примечание: Хотя перечень, приведенный в Таблице, составлен применительно к туркам, достаточно очевидно, что он без особого труда может быть адаптирован и к германским, и к австро-венгерским подданным.
Разумеется, данный процесс не обошел стороной и Россию. Так, уже первые циркулярные указания ГУГШ, Министра внутренних дел и штаба Отдельного корпуса жандармов, направленные в органы военного и гражданского управления в период с 23 по 29 июля 1914 г., предписывали: «всех военнообязанных германских подданных задерживать как военнопленных»; «все германские и австро-венгерские подданные, числящиеся на действительной военной службе, считаются военнопленными и подлежат немедленному аресту <…>. Запасные чины также признаются военнопленными и высылаются из местностей Европейской России и Кавказа»; «все австрийские и германские подданные мужского пола от 18 до 45 лет должны считаться военнопленными» и т.п. [17].
Свое окончательное подтверждение такой подход получил в высочайшем указе от 28 июля 1914 г. «О правилах, коими Россия будет руководствоваться во время войны 1914 года». Как следует из п. «б» ст. 1 данного акта, властям в регионах предписывалось «задержать подданных неприятельских государств, как состоящих на действительной военной службе, так и подлежащих призыву, в качестве военнопленных и предоставить подлежащим властям высылать подданных означенных государств, как из пределов России, так и из пределов отдельных ее местностей, а равно подвергать их задержанию и водворению в другие губернии и области» [18].
Однако в силу целого ряда причин социально-политического и экономического характера полное отождествление военнопленных и военнообязанных оказалось на практике целью труднодостижимой. Да и, в общем-то, не слишком желанной. Поэтому еще на исходе июля 1914 г. Советом Министров было высказано суждение, что «принудительное выселение всех без разбора подданных враждующих с нами держав не согласовывалось бы с широкими государственными интересами», а потому в каждом конкретном случае этот вопрос должен решаться индивидуально, «в соответствии как с личными качествами отдельных подданных враждующих с нами государств, так и с расположением данной местности, близостью ее к театру войны, состоянием в осадном или военном положении и т.п. (Курсив наш – В.П.)» [8].
В этой связи ключевые ведомства – военное и внутренних дел – уже к 10 августа 1914 г. пришли к соглашению о том, что военнообязанные «будут находиться в ведении МВД», а Военное министерство станет «распоряжаться только военнопленными, взятыми на театре военных действий» [19]. Правда, соглашение вызвало возражения со стороны Минфина и морского ведомства. И лишь 2 сентября 1914 г. Совмин окончательно поставил в этом вопросе точку, признав, что представленный главой Военного министерства проект нового Положения о военнопленных «распространяется исключительно на лиц, захватываемых на полях сражений, и совершенно не касается тех проживающих в Империи неприятельских подданных, которые подлежат воинской службе в рядах враждебных нам армий и на этом основании задерживаются распоряжением Министра внутренних дел в качестве военнопленных» [6, 12, 20].
Приведенное постановление во многом упорядочило систему отечественного военного и гражданского плена. В сочетании же с комплексом ведомственных актов оно позволило дифференцировать пленников по их правовому положению, основные черты которого, применительно к подданным Оттоманской империи, отражены нами в Таблице 2.
Правда, сам процесс «упорядочения» проходил с заметными сложностями. К примеру, 11 августа 1914 г. Министр внутренних дел потребовал от губернаторов и градоначальников принять меры к тому, чтобы дела о преступлениях интернированных в России «военнообязанных» Центральных держав были «изъяты из общей подсудности и переданы на рассмотрение военных судов» [9]. Помимо того, что Министр внутренних дел не имел права самостоятельно отдавать подобные распоряжения, содержание этого документа стало известно Минюсту и Главному военно-судному управлению… лишь 6 мес. спустя. Причем оба названных органа сразу же дали ему резко отрицательную оценку, считая, что «военному суду могут быть признаны подсудными лишь те лица, которые действующими постановлениями положительно отнесены к категории военнопленных» и «исключение из сего правила не может быть сделано по отношению к так называемым военнообязанным» [21].
Таблица 2. Основные черты правового положения различных категорий турецких пленных, находившихся в России в 1914–1917 гг. [8, 9, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29]
Характеризующие признаки |
Категории пленных |
|||
«Военнопленные» |
«Военнообязанные» |
«Военнозадержанные» |
||
Орган исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные лица |
Главное управление Генерального штаба Военного министерства |
Департамент полиции (с февраля 1917 г. – Департамент общих дел) Министерства внутренних дел |
||
Основной документ, определяющий правовой статус |
«Положение о военнопленных» (1914 г.) |
«Положение о полицейском надзоре, учрежденном по распоряжению административных властей» (1890 г.) |
||
Условия содержания |
Под стражей |
Под гласным надзором полиции, с отобранием подписки о невыезде |
Под негласным надзором полиции |
|
Подсудность |
Военный суд |
Гражданский суд |
||
Учет в Центральном справочном бюро о военнопленных |
Учитывались с ноября 1914 г. |
Учитывались с февраля 1915 г. |
Не учитывались |
|
Влияние возраста на режим содержания |
Лица подкатегории «мирные жители» подлежали передаче МВД по достижению 50 лет |
Не влиял |
||
Влияние национальности на режим содержания |
Не влияла |
|||
Влияние вероисповедания на режим содержания |
Не влияло |
Лица, из числа христиан, признанные благонадежными, по разрешению властей могли оставаться в местах постоянного жительства |
Не влияло |
|
Право оставаться в местах постоянного жительства |
Не предусмотрено |
Лица, признанные благонадежными, были вправе оставаться в местах постоянного жительства |
||
Право на свободу передвижения в пределах России |
Не предусмотрено |
По личному мотивированному ходатайству, с разрешения органов власти |
||
Право на выезд за пределы России |
Не предусмотрено |
Формально сохранено; на практике прошения о выезде отклонялись |
||
Основной источник материального обеспечения |
Бюджет Военного министерства |
Как правило, собственные средства; в исключительных случаях – средства МВД |
Собственные средства |
|
Отношение к труду |
«Трудообязаннные» |
Как правило, к обязательному труду не привлекались |
К обязательному труду не привлекались |
|
Условия расквартирования |
Казарменным порядком |
а) «По отводу от населения»; б) в «интернате» (в казарме); в) по договору найма |
По договору найма |
|
Примечание: Приведенный в Таблице перечень составлен применительно к туркам и не может быть механически перенесен на германских и австро-венгерских подданных.
Печатается с незначительными сокращениями. Полный текст статьи опубликован в журнале «Клио». – 2014. – № 8. – С. 107–109.
Библиографический список
- Тихонов А.В. «Все… поименованные есть турецкоподданные, а потому и были задержаны» // Военно-исторический журнал. 2013. № 5. С. 68–70.
- Государственный архив Российской Федерации. Ф. 826. Оп. 1. Д. 296. Л. 48об.
- Там же. Ф. 1791. Оп. 2. Д. 404. Л. 42.
- Там же. Ф. Р-393. Оп. 43А. Д. 515. Л. 3.
- Там же. Ф. Р-3333. Оп. 3. 330. Л. 403.
- Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1276. Оп. 10. Д. 732. Л. 35–36.
- Там же. Оп. 14. Д. 449. Л. 77.
- Там же. Оп. 20. Д. 73. Л. 12–13.
- Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 970. Оп. 3. Д. 1872. Л. 54–55.
- Там же. Ф. 1558. Оп. 9. Д. 5. Л. 3.
- Российский государственный архив Военно-Морского флота (РГА ВМФ). Ф. 609. Оп. 3. Д. 223. Л. 49.
- Там же. Ф. 417. Оп. 1. Д. 4395. Л. 219–221.
- Государственный архив Воронежской области. Ф. И-6. Оп. 2. Д. 470. Л. 84.
- Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 1643. Оп. 1. Д. 150. Л. 16.
- Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. 212. Оп. 2. Д. 64. Св. 8. Л. 265–269.
- Государственный архив Тамбовской области. Ф. 4. Оп. 1. Д. 9653. Л. 11.
- ГАКО. Ф.1. Оп. 1. Д. 8521. Л. 12, 14, 60.
- Собрание узаконений и распоряжений Правительства (СУиРП). 1914. № 209. Ст. 2104.
- ГАКО. Ф.1. Оп. 1. Д. 8521. Л. 104.
- РГВИА. Ф. 2000. Оп. 9. Д. 22. Л. 622об.
- Там же. Л. 36–37.
- СУиРП. 1914. № 281. Ст. 2568.
- РГВИА. Ф. 1558. Оп. 9. Д. 9. Л. 259.
- РГА ВМФ. Ф. 609. Оп. 2. Д. 569. Л. 36.
- Архив внешней политики Российской империи. Ф. 160. Оп. 708. Д. 6142. Л. 2.
- ГАКО. Ф. Р-322. Оп. 1. Д. 2. Л. 57.
- ГАРО. Ф. Р-547. Оп. 2. Д. 46. Л. 287.
- Государственный архив Ярославской области. Ф. 73. Оп. 4. Д. 4570. Л. 3, 12об.
- Там же. Оп. 9. Д. 659. Л. 4, 44–45, 51–52