Во имя действенного контроля населения, Китай в конце семидесятых гг. перешёл к политике планирования семьи. С тех пор единственный ребёнок превратился в особую группу общества. Соответственно, общество уделяет всё больше внимания психологическому развитию и личностным характеристикам единственного ребёнка. В других странах исследования по психологии единственного ребёнка проводились свыше 100 лет. Исследования по психологии единственного ребёнка в Китае возникли одновременно с переходом к политике планирования семьи, отсюда их основные отличительные особенности.
Исследования единственного ребёнка в китайской педагогической психологии направлены на изучение свойств поведенческого развития и приспосабливаемости. По данным китайских исследований, личностные характеристики единственных детей отличаются от характеристик детей, имеющих сиблингов. Среди студентов университетов, у единственных детей лучше психическое здоровье и некоторые психологические сучжи, чем у детей, имеющих сиблингов [1]. В подобных исследованиях принципиально отрицается возможность наличия проблемных детей среди единственных детей. Однако, исследования психологических характеристик единственных детей остаются не прояснены, полученные результаты перемешаны, поэтому имеется потребность в дальнейших исследованиях.
Когда в 1978 г. Китай заново открылся миру после проведённых реформ, педагогические психологи попытались создать научную систему китайской педагогической психологии, с учётом подобных исследований, проводившихся в других странах, и осмысляя конкретный контекст китайского народного образования. Первое национальное учебное пособие для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по педагогической психологии стала «Педагогическая психология» Пана [2], в которой отражено общее развитие китайской педагогической психологии к тому времени и оказавшее глубокое влияние на современную педагогическую психологию в Китае. В книге рассматривается базовая теория педагогической психологии, мотивация к обучению, усвоение знаний, формирование навыков, мораль и моральное развитие, индивидуальные различия и образование на основе индивидуальных различий, психология преподавания и учительская психология. В ней раскрывается природа, исследовательские цели и задачи педагогической психологии, а также взаимоотношения с иными субъектами. Книга внесла бесценный вклад в китайскую педагогическую психологию. Соответственно, китайские педагогические психологи, опираясь на данные своих собственных исследований и на данные исследований по педагогической психологии в других странах, постарались создать академическую систему китайской педагогической психологии.
На протяжении 30 лет, китайские педагогические психологи опубликовали немало авторитетных учебных пособий по педагогической психологии, отличающиеся типично китайскими характеристиками. Несмотря на различия в подходах, у них имеется общее основание – все они обобщают основополагающие теории педагогической психологии и самые последние данные зарубежных исследований. Они стремятся привести теоретическую систему китайской педагогической психологии в соответствие с требованиями реформ и развитием китайского народного образования. Они нацелены на создание академического поля педагогической психологии с китайскими свойствами исходя из ориентиров в базовой теории, психологии научения, психологии преподавания и факторов, влияющих на преподавание и на научение. Эти учебные пособия, безусловно, стимулируют китайское поле педагогической психологии.
За тридцать лет, прошедшие после начала китайских реформ и открытия страны внешнему миру, китайская педагогическая психология постепенно отошла от упрощённой исследовательской модели, сконцентрированной лишь на психологии научения, в результате само научное поле и исследовательское содержание постепенно углубились. В дополнение к традиционной психологии научения, такие отрасли, как психология обучения, психология учителя, психологически здоровое образование и эстетическая психология также получили своё развитие. Таким образом, вся система педагогической психологии обогатилась и улучшилась.
Педагогическая психология представляет собой субъект, в котором сочетаются основополагающие научные исследования и применение полученных результатов. В последние годы китайские педагогические психологи, опираясь на результаты научных исследований, полученные в других странах, и на китайскую педагогическую практику, провели серию исследований по изучению китайских особенностей, обладающих практической значимостью. Основополагающей исследовательской целью стало формирование поля китайской педагогической психологии, в котором влияние факторов интеллекта и факторов неинтеллектуального плана на научение, на развитие и на совершенствование личности подростка, креативности, а также формирование креативности – психологического фундамента для воспитания в духе холистического развития – дополняется теоретическими изысканиями проблем преподавания и обучения.
Исследования приложимости педагогической психологии фокусируются на том, как обучать, как решать конкретные проблемы, возникающие в преподавательской практике, под углом зрения педагогической психологии. Исследования практической применимости ориентированы на формирование и культивирование морали среди детей и подростков, на применение теорий научения к практике и на контроль эффективности. Исследования ориентированы на субъекта обучения, на проблемы, связанные с устаревшей ментальностью в связи с необходимостью реформировать учебные планы, с сохранением психологического здоровья в процессе школьного обучения. Основополагающие исследования и прикладные психолого-педагогические изыскания идут своими собственными путями, влияя друг на друга и дополняя друг друга.
Современная педагогическая психология возникла в западных странах. На её теоретические основания, исследовательские подходы и формулируемые выводы повлияла западная культура. После того, как Китай пошёл по пути реформ и открылся для остального мира, в Китай пришли западные психолого-педагогические теории. По причине различий в культурных истоках, социальном окружении и в педагогической философии, эти теории не обладают адекватной применимости к практике китайского народного образования. Такова реальность, требующая от Китая развития своих собственных психолого-педагогических теорий.
Китайские педагоги активно трудятся над тем, чтобы согласовать теории китайской педагогической психологии с реальностью и увеличить долю оригинальных эмпирических научных исследований по отношению к заимствованным исследованиям. На протяжении тридцати лет китайские педагогические психологи занимались исследованиями китайских особенностей педагогической психологии, привлекая к себе всё большее внимание международного психологического сообщества. Наибольший интерес привлекают к себе исследования воспитания психологических сучжи, исследования по эстетической психологии, по когнитивному изучению китайского языка, по психологическому развитию и образованию единственных детей из китайских семей, по психологии академического обучения, по учительской психологии. Подобного рода исследования не только расширяют исследовательский диапазон педагогической психологии, но и обогащают содержание педагогической психологии, формируя уникально китайское психолого-педагогическое учение, обеспечивая научную поддержку современному реформированию и развитию китайского образования.
Одной из тенденций развития современной психологии является локализация научных исследований. Поскольку каждая этническая группа обладает своими собственными уникальными культурными характеристиками, то неизбежно возникает в психологическом исследовании тенденция, опирающаяся на культурные традиции параллельной этнической группы, с целью объяснения уникальных психологических явлений, присущих данной этнической группе.
Локализация китайской педагогической психологии соответствует такому процессу, благодаря которому педагогическими психологами формируется академическое поле, адекватное китайской культуре, формулируются концепции, создаются теоретические системы и исследовательские методы, взращиваются научно-исследовательские школы, и достигается креативное решение проблем китайского народного образования [3].
В отношении локализации научных исследований по педагогической психологии, прежде всего, следует осмыслить уникальность объектов научных исследований, характеристики китайского психологического развития, а в основу исследований всегда закладывать уникальные китайские психологические правила.
Во-вторых, следует рассмотреть перспективы педагогической психологии в древнем Китае. Необходимо ознакомиться с идеями педагогической психологии в западных странах, чтобы преодолевать их недостатки и в полной мере использовать их преимущества, стремясь к формированию такого поля, которое представляло бы из себя типично китайскую педагогическую психологию.
Наконец, исследования по педагогической психологии следует тесно связать с реальностью в китайском народном образовании, позитивно решая проблемы, возникающие в развитии китайского народного образования. Иными словами, локализованные исследования по педагогической психологии обеспечили определенные достижения, среди которых особо следует отметить воспитание психологических сучжи, теория структурно-ориентированного научения и психология эмоционального обучения.
С течением времени обществу всё настойчивее требуется педагогическая психология, играющая положительную роль в решении проблем, существующих в повседневной педагогической практике. Несмотря на большое количество теоретических и эмпирических исследований по педагогической психологии, в реальности проблемы остаются.
Педагогические психологи понимают, что выводы, извлекаемые из экспериментальных научных исследований, не в полной мере применимы к педагогической практике. Психолого-педагогические исследования следует вывести за стены лабораторий, то, как преподаватели преподают, и то, как студенты учатся, следует вынести в конкретный реальный контекст, как и отношения взаимодействия между ними.
Исследователи могли бы дополнить количественные исследования качественными методами. Акцентирование экологической валидности исследовательского контекста не ослабляет требований к научной строгости проводимых исследований. Поэтому исследователям требуются адекватные методы, приложимые к требованиям в обоих аспектах. Например, квазиэкспериментальный дизайн предоставляет в распоряжение экспериментатора реальный контекст, тем самым соблюдая требования к научной строгости исследования, проводимого в реальных условиях. С точки зрения наблюдателя, можно разработать подробные планы наблюдений, которые, будучи дополнены современными технологиями и средствами наблюдения, обеспечивают точные результаты наблюдений и повышают их надёжность.
Традиционная педагогическая психология – и бихевиористская, и когнитивистская – придерживается принципа редукционизма и относится к людям либо как к более крупной белой мыши, либо как к менее быстрому компьютеру, частично акцентируя основополагающие психологические функции и когнитивные компоненты, при этом игнорируя психологические функции и компоненты более высокого порядка, например, эмоции и волю. По мере возникновения гуманистических и конструктивистских педагогических теорий, педагогические психологи понимали, что изучение учащихся должно быть холистическим. Во-первых, общедоступность исследовательских целей в педагогической психологии холистически акцентирует понятие развития личности учащегося. Образование не только радеет о развитии интеллекта учащегося, но также о развитии у учащегося воли, эмоций, интереса, мотивации и иных личностных факторов.
Во-вторых, акцентируется социальный плюрализм – образование должно основываться на социальной жизни, учащихся следует обучать принимать общество во внимание и культивировать свои таланты с учетом общественных запросов. В дополнение к подчёркиванию индивидуальных различий между учащимися, общедоступность исследовательских целей в педагогической психологии даёт повод задуматься о групповых различиях. Педагогическим психологам предстоит в полной мере осмыслить субкультурные социальные факторы (например, различия между городом и селом, региональные различия и различия между этническими группами) с тем, чтобы результаты их исследований отвечали потребностям различных субкультур. .
С тех пор, как Торндайк создал научную педагогическую психологию, психология взяла на себя миссию подражания естествознанию. Позитивистски точный экспериментальный и количественный анализ был единственным исследовательским методом педагогической психологии, прочие методы исключались. Под руководством позитивистской методологии, невзирая на многочисленные достижения в педагогической психологии, метод лабораторного эксперимента оказался переоценен. Тем самым, педагогическая психология оказалась далеко от реальности, материализируя и молекуляризируя людей – эта проблема послужила широким местом для критики. Во времена постмодерна люди обратились к поискам плюрализма и диверсификации в методах научных исследований, выступив против простых количественных исследований. Соответственно, поле педагогической психологии должно допустить в себя качественные исследовательские методы: феноменологию, герменевтику, анализ дискурса, методы конструирования и деконструирования.
Библиографический список
- Zhang X. Y., Yu S. Y., Zhao Y. B., Li J. M. & Xiao R. Comparison of Mental Health State and Psychological Capacities between College Students with and without Siblings // Journal of Southern Medical University, 2007. No. 27. P. 482–484.
- Pan S. Educational Psychology. Beijing: People’s Education Press, 1980.
- Ren B. L. On the Localization of Educational Psychology // Journal of Mudanjiang College of Education, 2008. No. 4. 124–125