УДК 94(479.22)

РУССКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР (1960-1980 ГГ.)

Гарькин Игорь Николаевич1, Королева Лариса Александровна1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье рассматриваются содержание и формы (подпольные объединения, литература и т.п.) русского национального движения в СССР в 1960-1980-е гг., возникшего позже других национальных движений, факторы влияния на него, взаимоотношения представителей русской оппозиции с правозащитниками.

Ключевые слова: русское национальное движение, СССР


THE RUSSIAN NATIONAL MOVEMENT IN THE USSR (1960-1980)

Garkin Igor Nikolaevich1, Koroleva Larisa Aleksandrovna1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article the contents and forms (underground associations, literature, etc.) the Russian national movement in the USSR in the 1960-1980th, arisen after other national movements, factors of influence on it, relationship of representatives of the Russian opposition with human rights activists are considered.

Библиографическая ссылка на статью:
Гарькин И.Н., Королева Л.А. Русское национальное движение в СССР (1960-1980 гг.) // История и археология. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2014/06/1065 (дата обращения: 31.07.2023).

Русское национальное движение оформилось значительно позже других национальных течений [1; 2; 3; 4]. Данный процесс  - переход от некой совокупности лозунгов и символов,  направленных в поддержку И.В. Сталина, к системе идеологических норм, появлению собственных программ, завершился лишь в 1960-е гг. Дж. Данлоп, крупный специалист по вопросам русского национализма, считает, что этот качественный скачок  был детерминирован политикой Н.С. Хрущева, в контексте которой он выделяет несколько ключевых моментов: 1) жестокий удар по гегемонии марксистской идеологии нанесла десталинизация; 2) хрущевская антирелигиозная кампания, разрушение древних церквей и памятников национальной культуры инициировали активность русских националистов и православных верующих; 3) создание Бюро по РСФСР при ЦК КПСС, Совета Министров РСФСР и газеты «Советская Россия», т.е. органов, призванных обслуживать специфически российские интересы,  способствовало  оживлению  русских националистических чувств [5, с. 29, 31-32, 34-37]. П. Данкин, английский советолог, к данным факторам, способствовавшим формированию русского национального движения, добавляет установку партии на скорую победу коммунизма и, как следствие, слияние наций, что вызвало стремление русского народа в связи с этим консолидироваться и самоидентифицироваться [6, с. 53].

Идейная база современных русских националистов была созвучна с «доктриной Победоносцева» – «Православие, самодержавие, народность», т.е. Российская империя с превалирующей российской нацией, православие в качестве государственной религии, сильная авторитарная власть.

Русское национальное движение было настолько узко и далеко от народа, настолько теоретизированно, без каких-либо серьезных практических акций, что говорить о масштабах и методах движения весьма проблематично. Все битвы разворачивались среди интеллектуалов, главным образом, на уровне философствований и умозаключений.

В принципе, предположение Л. Алексеевой, что русское национальное движение началось с охраны исторических памятников, справедливо: 1964 г. – московский студенческий клуб «Родина», 1966 г. – «Всероссийское общество охраны исторических и культурных памятников». Наиболее известным объединением национал-большевистского  направления периода становления российской оппозиции была группа А. Фетисова, призывавшая к восстановлению крестьянских общин и деиндустриализации.

На рубеже 1960-1970-х гг. в самиздате распространялся анонимный документ «Слово нации». Авторы «Слова» выступали за сильную власть, опирающуюся на национальные традиции; за Единую Неделимую Россию, подразумевая под этим территориальную целостность государства при полной свободе развития культуры всех народов, проживавших  за его пределами. Они обеспокоены процессом вырождения русской нации, что выражается, по их мнению, в падении рождаемости, росте общественной инертности, атомизации общества, исчезновении духовных интересов и т.п.  Одним из последствий  этого русские патриоты  считали демократию с ее «ядовитой идеей равенства». Остановить вырождение способно лишь сильное правительство, опирающееся на национальные традиции.

В 1964 г. И. Огурцов создал в «северной столице» «Всероссийский социал-христианский Союз освобождения народа» (ВСХСОН), явной антикоммунистической направленности. Устав организации провозглашал своей целью вооруженное свержение советского строя и создание нового христианского государства на основе «христианизации» политики, экономики и культуры. Подчеркивалось, что ВСХСОН является надпартийной, военно-политической организацией.

С 1971 г. по 1974 г. выходил печатный орган русского национального движения – журнал «Вече» под редакцией В. Осипова. Название журнала символизировало соборность и терпимость, как черты, присущие и характеризующие русскую нацию.  Осипов В.  заявлял: «Обращение  (к русской национальной идеологии) … родилось из желания духовного очищения и обогащения, а также как результат повышения культурного уровня. … Перед лицом … угрозы со стороны коммунистического Китая, непрекращающейся вражды космополитического капитала русское  общество не хочет оказаться идеологически немощным» [7, с. 201-202]. В связи с этим, редакция журнала провозглашала своими задачами  защиту памятников материальной и  духовной культуры, воспитание уважения к «национальным святыням», «поддержание любви к Родине и Православной Церкви» и т.п. [7, с. 202-203]. По мнению В. Осипова, его национализм  имел охранительный характер, это была своего рода реализация инстинкта самосохранения исчезавшей русской нации. Он считал, что на данном этапе проблема соблюдения прав человека менее значима, чем вопрос о гибнущей русской нации. Редактор «Вече» выступал за советский строй, основанный на национальных принципах и фактическом соблюдении Конституции СССР.

Не получив поддержки, В. Осипов с 1974 г. начинает издавать журнал «Земля». Однако вскоре его арестовали. Примерно в это же время один из членов ВСХСОНа Л. Бородин редактирует журнал «Московский сборник».

Идейными лидерами русского национального движения были А. Солженицын, Г. Шиманов, И. Шафаревич и др.

Безусловно, крупнейшей величиной движения являлся А.И. Солженицын.

Во время хрущевской эры он был реабилитирован и в 1956 г. смог вернуться в Центральную Россию. А. Солженицын поселился в Рязани и стал преподавать в школе математику и физику, одновременно работая над своими книгами. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.) был первым из опубликованных в СССР солженицынских вещей. После 1966 г. на долгие годы его перестали публиковать. Наружу конфликт выплеснулся «Письмом IV-му съезду советских писателей», в котором А. Солженицын потребовал ликвидации цензуры, реабилитации многих писателей, уничтоженных во время репрессий, и возврата его личного архива, конфискованного КГБ в 1965 г. После выхода в свет за рубежом романа «В круге первом» (1968 г.) и повести «Раковый корпус» (1968-1969 гг.) и получения им Нобелевской премии (1970 г.) конфронтация только возросла. Дальнейшие публичные выступления А. Солженицына («Великопостное письмо Всероссийскому патриарху Пимену», «Мир и насилие», «Письмо вождям Советского Союза»), так же, как и публикация первого варианта «Августа 14-го» (1971 г.) и первого тома «Архипелага ГУЛАГ» (1973 г.), вынудили советское руководство изгнать писателя в Германию в феврале 1974 г.

А. Солженицын рассматривал марксизм как частный случай идеологии Просвещения. Социализм и капитализм, по мнению писателя,  обречены, поскольку избрали безрелигиозный гуманистический тип мышления. Он требовал отказа от марксизма – дряхлой, устаревшей ошибочной идеологии. Будучи против революционных потрясений, Солженицын призывал к эволюционному преобразованию закрытого общества. Если А. Сахаров ратовал за сближение Запада и СССР по всем направлениям, то Солженицын, расценивая коммунизм как земное посольство сатаны,  предлагает Западу перестать давать займы СССР, ограничить торговлю и передачу технологий, защищать права униженных и оскорбленных.

Своего рода концептуальное осмысление идеологической платформы русского национального движения было представлено в сборнике «религиозно-национального характера» «Из-под глыб». Общей направленностью сборника явилось не неприятие, а именно ненависть к социализму как таковому. И. Шафаревич аргументировано доказывал, что «смерть человечества – это неизбежное, логическое следствие социалистической идеологии и одновременно реальная возможность, черты которой сквозят в каждом социалистическом движении и государстве…» [8, с. 52]. По мнению А. Солженицына, уникальной социалистической системы заключается и в том, что от каждого человека требуется  и полная отдача души: «непрерывное активное участие в общей, для всех заведомой ЛЖИ» [9, с. 20].

Но капитализм также порочен и ведет к катастрофе, как и социализм, считал И. Шафаревич. Новая идеальная общественная система должна базироваться на  духовных и нравственных ценностях, основными принципами ее устройства должны быть социальная справедливость, с одной стороны, и отказ от насилия как средства решения общественных проблем [10, с. 67]. Поучительно, что еще в 1974 г. И. Шафаревич обратил внимание на те «блага» демократических западных обществ, читай – капиталистических, которые на практике оказываются небезопасными и препятствуют реализации прав человека, с чем сейчас мы и столкнулись в 1990-е гг.: неподконтрольность СМИ; возможность использования права на оружие,  забастовки, перемещения внутри страны, въезда и выезда и т.п. криминальными элементами. Дальнейшая эволюция общества не виделась без христианства: «…Одно только христианство и содержит в себе движущую энергию, постепенно одухотворяющую и преображающую наш мир», – доказывал М. Поливанов [11, с. 121].

К концу 1970-х гг. призывы и лозунги русского национального движения становятся более радикальными и агрессивными. В 1979 г. в самиздате появляется обращение «Русского освободительного движения» (РОД)  к русскому и украинскому народам. Авторы, экс-члены Политбюро, орудовали в Кремле и стремились развалить  социалистическую экономику и перейти к смешанным формам собственности. Участники РОД утверждали, что именно с подачи сионистов Кремля «возникло движение еврейской интеллигенции за так называемые права человека» [12, с. 50].

С середины 1980-х гг. в идеологии русского национального движения появились новые моменты. К классическим характеристикам – богоизбранность русского народа, религиозная природа коммунизма, А. Янов отнес новые – откровенный антисемитизм и концепцию русского фашизма как альтернативная стратегия России накануне второго тысячелетия [13, с. 308].

Отношения между участниками русского национального движения и правозащитниками [14] развивались неоднозначно. В. Осипов считал, что «без гарантий прав человека, без конституционных свобод невозможно никакое культурное возрождение» [7, с. 204].


Библиографический список
  1. Мебадури С.З., Королева Л.А., Молькин А.Н. Украинское национальное движение в СССР (1950-1980-е гг.) // История и археология. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/05/973 (дата обращения: 30.04.2014).
  2. Королева Л.А., Молькин А.Н. Армянское национальное движение в СССР (1950-1980 гг.) // История и археология. – Июнь 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/06/1062 (дата обращения: 02.06.2014).
  3. Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Советское оппозиционное движение в Прибалтике. 1950-1980-е гг. // История и археология. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/956 (дата обращения: 03.04.2014).
  4. Королева Л.А., Молькин А.Н. Грузинское национальное движение в СССР. 1950-1980 гг. // История и археология. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/02/869 (дата обращения: 06.02.2014).
  5. Dunlop J.B. The Faces of Contemporary Russian Nationalism. Princeton: University Press, 1983.
  6. Nationalism in the USSR: Problems of Nationalities. Amsterdam: Second World Center, 1989.
  7. Осипов В. Три отношения к Родине. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1978.
  8. Шафаревич И. Социализм // Из-под глыб. М.: Русская книга, 1992.
  9. Солженицын А.И. На возврате дыхания и сознания // Из-под глыб. М.: Русская книга, 1992.
  10. Шафаревич И. Обособление или сближение? // Из-под глыб. М.: Русская книга, 1992.
  11. Поливанов М. Направление перемен // Из-под глыб. М.: Русская книга, 1992.
  12. ЦД «Мемориал». Сумма. 1979. № 1.
  13. Янов А. Русская идея и 2000-й год. Нью-Йорк: Liberty Publishing, 1988.
  14. Гарькин И.Н., Королева Л.А. Правозащитное движение в СССР (1960-1980 гг.) // История и археология. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/959 (дата обращения: 12.04.2014).


Все статьи автора «Koroleva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)