УДК 94(470)

ИЗ ИСТОРИИ «НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ» В СССР. 1960-Е ГГ

Мику Наталья Валентиновна1, Вахидов Рамиль Раилевич1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье анализируются «националистические проявления» в СССР в 1960-е гг. - на Украине, в Армении и Азербайджане и т.д.

Ключевые слова: нации, национализм, оппозиция, СССР


FROM HISTORY OF "NATIONALIST MANIFESTATIONS" IN THE USSR. 1960TH

Miku Natalya Valentinovna1, Vakhidov Ramil Railevich1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article "nationalist manifestations" in the USSR in the 1960th - in Ukraine, in Armenia and Azerbaijan, etc. are analyzed.

Keywords: nationalism, nations, opposition, USSR


Библиографическая ссылка на статью:
Мику Н.В., Вахидов Р.Р. Из истории «националистических проявлений» в СССР. 1960-е гг // История и археология. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2015/05/2163 (дата обращения: 25.07.2023).

Несмотря на громогласные заявления о создании новой общности «советский народ» в СССР население продолжало помнить о своей национальной принадлежности и стремилось к сохранению своих духовных и культурных особенностей. В 1966 г. начальник 2 главного управления КГБ при Совете Министров СССР С.Г. Банников подготовил «Справку о националистических проявлениях в ряде союзных и автономных республик», которая содержала информацию именно по данному вопросу.

В документе указывалось, что в 1964 г. органами государственной безопасности Армении [1] были арестованы за антисоветскую деятельность 7 участников националистической группы, в которую входило более 70 человек. Руководителя группы являлись Сафарян – методист заочного отделения сельхозинститута, член КПСС; Арутюнян – лектор Ереванского университета, кандидат филологических наук, член КПСС; Амирджанов – ответственный секретарь редакции многотиражной газеты «За кадры», член КПСС; Енгибарян и Шахназарян – преподаватели средних школ. Участники группы сочиняли националистические статьи, воззвания и стихотворения и читали их на нелегальных сборищах в присутствии большого количества лиц из среды студенческой и рабочей молодежи Еревана, высказывали клеветнические измышления в отношении советского государственного и общественного строя. На заседаниях «руководящего совета» группы обсуждался вопрос о необходимости создания «Независимой Армении» и присоединения ее к границам Нагорно-Карабахской автономной области и Нахичеванской АССР, а также часть земель, принадлежащих Турции [2].

С.Г. Банников сообщал, что в программном документе под названием «Положение и задачи украинского освободительного движения», который распространялся среди населения участниками вскрытого в 1965 г. на Украине [3] националистического группирования, по поводу тактики и методов борьбы за «самостийную» Украину говорится: «… 8. Свои задачи силы освободительного движения могут успешно выполнить только путем революционной демократической борьбы… Революционно-демократический метод борьбы – включает в себя следующие средства: идейная, легальная и нелегальная, массовая и индивидуальная агитация и пропаганда; разоблачение социальной сущности ортодоксальной советской идеологии и, в частности, политики…  9. Массовому освободительному движению предшествует период кропотливой культурно-просветительной работы, этот период решает такие вопросы, как социальное и национальное понимание народом Украины задач движения, создание политической литературы, боевой поэзии, песни и других способов влияния искусства; налаживание тесного сотрудничества с освободительными силами национальных территорий; воспитание кадров для профессиональной революционной работы… 10. В ближайшее время наиболее действенным лозунгом является лозунг демократизации СССР» [4].

Уточнялось, что в течение 1964-1965 гг. в Эстонской ССР были вскрыты и пресечены попытки к осуществлению враждебной действий со стороны 7 антисоветских молодежных групп и организаций. Так, в Таллине в 1965 г. была выявлена группа националистически настроенных лиц, которые стремились создать массовую «антисоветскую» организацию из молодежи. Инициаторами создания националистической организации являлись члены ВЛКСМ: П.А. Тарнау, 1944 года рождения, внештатный инструктор Хаапсалусского РК ЛКСМ, руководитель молодежного клуба «Чайка»; Р.Э. Кулль, 1943 года рождения, сотрудник института энергетики АН ЭССР: А.А. Пау, 1945 года рождения, работающий на Таллинской киностудии. Им удалось вовлечь в группирование около 20 человек. «Участники организации вынашивали намерение вести борьбу за предоставление Эстонии самостоятельности и в качестве «крайней меры» считали необходимым готовиться к вооруженному восстанию» [5].

Неблагополучно ситуация складывалась и в Азербайджане. В июне 1965 г. в Баку была вскрыта молодежная националистическая группа «Комитет защиты азербайджанского языка», в  которую было вовлечено до 70 человек в возрасте от 20 до 27 лет, в том числе 6 членов КПСС и свыше 20 комсомольцев: «Под видом защиты азербайджанского языка руководители группы высказывали мысль о создании самостоятельного государства с выходом из состава СССР и выселении с территории республик русских и армян. Участники группы высказывали также намерение 7 ноября 1965 г. или 1 мая 1966 г. выйти на демонстрацию с соответствующими лозунгами и в случае срыва их выступления начать вооруженную борьбу против существующего строя» [6].

С 1963 г. отмечалась некоторая активизация «враждебной деятельности» в Молдавии. В 1964 г. там отмечалась «антисоветская» деятельность группы лиц из числа творческой интеллигенции, в которую входили И.Я. Мижа, 1938 года рождения, член ВЛКСМ, с высшим образованием, режиссер студии «Молдовафильм»; А.А. Спотару, 1936 года рождения, член ВЛКСМ, студент Кишиневского мединститута; М.Г. Фрекэуцау, 1937 года рождения, член КПСС, врач, и др. Мижа и его единомышленники ставили перед собой задачу создания подпольной национальной организации под названием «Объединение» для борьбы за выход Молдавии из состава СССР и образования на территории бывшей Бессарабии «независимого» Молдавского государства. В начале 1965 г. была предотвращена деятельность группы националистических лиц из среды учителей кишиневской средней школы (в группу входило 4 человека), которые также намеревались проводить борьбу за отделение Молдавии от Советского Союза. С.Г. Банников докладывал: «Носители националистических настроений в Молдавии в большинстве случаев являются представители творческой интеллигенции, в частности, заслуженный артист Молдавской ССР И. Сулак; студент высших сценарных курсов, журналист С. Сака; писатели Г.П. Маларчук, И.П. Друце и др. Наличие националистических тенденций наиболее наглядно проявилось в период подготовки и проведения III съезда писателей [октябрь 1965 г.]. Под предлогом борьбы за чистоту молдавского языка на съезде в ряде выступлений прозвучали явно националистические настроения» [7].

В 1965 г. в Чечено-Ингушетии было зарегистрировано 16 групповых столкновений на межнациональной почве.

Националистические проявления отмечались в Узбекской ССР. В мае 1965 г. в Ленинске Андижанской области были обнаружены 33 листовки антисоветского националистического содержания. Автор этих листовок от имени якобы «Народной партии Средней Азии», обращаясь к местному населению, призывает его к борьбе против русского народа, который якобы захватил Среднюю Азию и угнетает местное население. Советский актив аноним называет предателями и призывает население бороться против актива, так же как против русских. При этом автор отмечает, что … «если в этой борьбе за свободу народа и Родины погибнете, Ваши имена в грядущих поколениях свободной жизни будут записаны на мраморе и воспеты в песнях героев» [8]. В июне 1965 г. в некоторых вузах Ташкента были обнаружены 11 листовок, отпечатанных на пишущей машинке. В листовках автор от имени «Ленинского комитета местных национальностей» призывает абитуриентов из числа местных национальностей протестовать против приема в учебные заведения Узбекистана русских, украинцев и евреев, а также организовать демонстрацию у зданий ЦК КП Узбекистана и Совета Министров Узбекской ССР в поддержку этого требования.

На территории Казахской ССР в 1964-1965 гг. также имели место националистические проявления. В июне 1964 г. в г. Павлодаре во время групповой драки между казахами и русскими было избито 26 человек, шесть из них получили телесные повреждения. В июне 1965 г. в г. Семипалатинске произошла групповая драка между казахами – студентами Зооветеринарного института и русскими – учащимися железнодорожного училища профтехобразования, за время которой раздавались выкрики: «Мстить русским за пролитую кровь!». На второй день пять студентов-казахов избили двух русских, а затем, преследуя других, ворвались в дом гражданина Бойко, избили последнего. В ночь с 6 на 7 ноября 1965 г. неизвестными преступниками были разбиты вывески с русским текстом на зданиях Алма-Атинского обкома КП Казахстана, горисполкома, приемной Президиума Верховного Совета Казахской ССР. Комиссии партийно-государственного контроля ЦК КП Казахстана и Совета Министров Казахстана ССР и некоторых учреждений и вузов города Алма-Аты. Около общежития Казахского педагогического института был порезан лозунг, использованный на русском языке. Некоторые лица из числа казахской интеллигенции и студентов высказывают недовольство тем, что делопроизводство в учреждениях и учеба во всех высших учебных заведениях и большинстве школ Казахстана ведутся на русском языке, что многие руководящие посты в партийно-государственном аппарате и других учреждениях занимают русские.

В справке указывалось: «Для подогревания националистических настроений, а в отдельных случаях провоцирования массовых беспорядков и эксцессов, некоторые националисты муссируют так называемые вопросы и притязания автономии» [9]. Например, в Чечено-Ингушетии среди ингушского населения активно обсуждался вопрос о присоединении к республике Пригородного района, отошедшего после 1944 г. к Северо-Осетинской АССР. Националистические элементы направляют по этому поводу в различные инстанции письма, в том числе провокационного характера, организовывают поездки «делегаций» в Москву. Поддавшись провокационным слухам о том, что 11 января 1965 г. в Чечено-Ингушском обкоме КПСС будут разбираться коллективные жалобы по поводу Пригородного района, группа лиц ингушской национальности, численностью 40-60 человек, собралась около здания областного комитета партии и Президиума Верховного Совета республики со своими «требованиями» по этому вопросу. Некоторые религиозные и родовые авторитеты подстрекают свое окружение к групповым эксцессам с осетинским населением, допускают провокационные заявления о необходимости «силой» взять Пригородный район, «пролить кровь» за свою землю. Практикант Грозненской коллегии адвокатов Албанов 16 февраля 1965 г. при встрече с работником Малгобекского ГК КПСС, осетином по национальности, заявил ему: «Вы нашу исконно ингушскую землю заняли, но мы этого так не оставим…» [10].

Отмечалось, что студент Ташкентского сельскохозяйственного института Джемилев распространил написанный им так называемый «Очерк по истории Крыма», в котором пытался оправдать завоевательные походы монгол-татар, доказать отрицательное влияние России на развитие их культуры, экономики, непримиримость антагонизма между мусульманами и русскими. Большую активность в возбуждении у татар настроений за возвращение в Крым проявляют члены КПСС М.В. Селимов, Реза Асанов, Бекир Османов и исключенный из членов партии Вели Муртазаев. Селимов, например, подстрекал своих единомышленников к возвращению в Крым, провокационно заявляя, что группа старых большевиков, проживающих в Москве, якобы изучает так называемый крымский вопрос, а в аппарате ЦК КПСС уже подготовлен  список видных общественных  деятелей татарской национальности, кандидатуры которых будут выдвинуты в правительственные и партийно-советские органы будущей Крымско-Татарской автономной республики [11].

В документе подчеркивалось, что в составе участников вскрытых и ликвидированных в последние годы на Украине, в Армении и Азербайджане «националистических» группирований было членов и кандидатов в члены КПСС свыше 50 человек.

Таким образом, советская реальность доказывала, что распад СССР имел под собой некоторые объективные посылы.


Библиографический список
  1. Королева Л.А., Молькин А.Н. Армянское национальное движение в СССР (1950-1980 гг.) // История и археология. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/06/1062 (дата обращения: 09.05.2015).
  2. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 78.
  3. Мебадури С.З., Королева Л.А., Молькин А.Н. Украинское национальное движение в СССР (1950-1980-е гг.) // История и археология. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/05/973 (дата обращения: 09.05.2015).
  4. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 79-80.
  5. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 80-81.
  6. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 82.
  7. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 84.
  8. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 86.
  9. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 88.
  10. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 92-94.
  11. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 96.


Все статьи автора «Koroleva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: