Несмотря на громогласные заявления о создании новой общности «советский народ» в СССР население продолжало помнить о своей национальной принадлежности и стремилось к сохранению своих духовных и культурных особенностей. В 1966 г. начальник 2 главного управления КГБ при Совете Министров СССР С.Г. Банников подготовил «Справку о националистических проявлениях в ряде союзных и автономных республик», которая содержала информацию именно по данному вопросу.
В документе указывалось, что в 1964 г. органами государственной безопасности Армении [1] были арестованы за антисоветскую деятельность 7 участников националистической группы, в которую входило более 70 человек. Руководителя группы являлись Сафарян – методист заочного отделения сельхозинститута, член КПСС; Арутюнян – лектор Ереванского университета, кандидат филологических наук, член КПСС; Амирджанов – ответственный секретарь редакции многотиражной газеты «За кадры», член КПСС; Енгибарян и Шахназарян – преподаватели средних школ. Участники группы сочиняли националистические статьи, воззвания и стихотворения и читали их на нелегальных сборищах в присутствии большого количества лиц из среды студенческой и рабочей молодежи Еревана, высказывали клеветнические измышления в отношении советского государственного и общественного строя. На заседаниях «руководящего совета» группы обсуждался вопрос о необходимости создания «Независимой Армении» и присоединения ее к границам Нагорно-Карабахской автономной области и Нахичеванской АССР, а также часть земель, принадлежащих Турции [2].
С.Г. Банников сообщал, что в программном документе под названием «Положение и задачи украинского освободительного движения», который распространялся среди населения участниками вскрытого в 1965 г. на Украине [3] националистического группирования, по поводу тактики и методов борьбы за «самостийную» Украину говорится: «… 8. Свои задачи силы освободительного движения могут успешно выполнить только путем революционной демократической борьбы… Революционно-демократический метод борьбы – включает в себя следующие средства: идейная, легальная и нелегальная, массовая и индивидуальная агитация и пропаганда; разоблачение социальной сущности ортодоксальной советской идеологии и, в частности, политики… 9. Массовому освободительному движению предшествует период кропотливой культурно-просветительной работы, этот период решает такие вопросы, как социальное и национальное понимание народом Украины задач движения, создание политической литературы, боевой поэзии, песни и других способов влияния искусства; налаживание тесного сотрудничества с освободительными силами национальных территорий; воспитание кадров для профессиональной революционной работы… 10. В ближайшее время наиболее действенным лозунгом является лозунг демократизации СССР» [4].
Уточнялось, что в течение 1964-1965 гг. в Эстонской ССР были вскрыты и пресечены попытки к осуществлению враждебной действий со стороны 7 антисоветских молодежных групп и организаций. Так, в Таллине в 1965 г. была выявлена группа националистически настроенных лиц, которые стремились создать массовую «антисоветскую» организацию из молодежи. Инициаторами создания националистической организации являлись члены ВЛКСМ: П.А. Тарнау, 1944 года рождения, внештатный инструктор Хаапсалусского РК ЛКСМ, руководитель молодежного клуба «Чайка»; Р.Э. Кулль, 1943 года рождения, сотрудник института энергетики АН ЭССР: А.А. Пау, 1945 года рождения, работающий на Таллинской киностудии. Им удалось вовлечь в группирование около 20 человек. «Участники организации вынашивали намерение вести борьбу за предоставление Эстонии самостоятельности и в качестве «крайней меры» считали необходимым готовиться к вооруженному восстанию» [5].
Неблагополучно ситуация складывалась и в Азербайджане. В июне 1965 г. в Баку была вскрыта молодежная националистическая группа «Комитет защиты азербайджанского языка», в которую было вовлечено до 70 человек в возрасте от 20 до 27 лет, в том числе 6 членов КПСС и свыше 20 комсомольцев: «Под видом защиты азербайджанского языка руководители группы высказывали мысль о создании самостоятельного государства с выходом из состава СССР и выселении с территории республик русских и армян. Участники группы высказывали также намерение 7 ноября 1965 г. или 1 мая 1966 г. выйти на демонстрацию с соответствующими лозунгами и в случае срыва их выступления начать вооруженную борьбу против существующего строя» [6].
С 1963 г. отмечалась некоторая активизация «враждебной деятельности» в Молдавии. В 1964 г. там отмечалась «антисоветская» деятельность группы лиц из числа творческой интеллигенции, в которую входили И.Я. Мижа, 1938 года рождения, член ВЛКСМ, с высшим образованием, режиссер студии «Молдовафильм»; А.А. Спотару, 1936 года рождения, член ВЛКСМ, студент Кишиневского мединститута; М.Г. Фрекэуцау, 1937 года рождения, член КПСС, врач, и др. Мижа и его единомышленники ставили перед собой задачу создания подпольной национальной организации под названием «Объединение» для борьбы за выход Молдавии из состава СССР и образования на территории бывшей Бессарабии «независимого» Молдавского государства. В начале 1965 г. была предотвращена деятельность группы националистических лиц из среды учителей кишиневской средней школы (в группу входило 4 человека), которые также намеревались проводить борьбу за отделение Молдавии от Советского Союза. С.Г. Банников докладывал: «Носители националистических настроений в Молдавии в большинстве случаев являются представители творческой интеллигенции, в частности, заслуженный артист Молдавской ССР И. Сулак; студент высших сценарных курсов, журналист С. Сака; писатели Г.П. Маларчук, И.П. Друце и др. Наличие националистических тенденций наиболее наглядно проявилось в период подготовки и проведения III съезда писателей [октябрь 1965 г.]. Под предлогом борьбы за чистоту молдавского языка на съезде в ряде выступлений прозвучали явно националистические настроения» [7].
В 1965 г. в Чечено-Ингушетии было зарегистрировано 16 групповых столкновений на межнациональной почве.
Националистические проявления отмечались в Узбекской ССР. В мае 1965 г. в Ленинске Андижанской области были обнаружены 33 листовки антисоветского националистического содержания. Автор этих листовок от имени якобы «Народной партии Средней Азии», обращаясь к местному населению, призывает его к борьбе против русского народа, который якобы захватил Среднюю Азию и угнетает местное население. Советский актив аноним называет предателями и призывает население бороться против актива, так же как против русских. При этом автор отмечает, что … «если в этой борьбе за свободу народа и Родины погибнете, Ваши имена в грядущих поколениях свободной жизни будут записаны на мраморе и воспеты в песнях героев» [8]. В июне 1965 г. в некоторых вузах Ташкента были обнаружены 11 листовок, отпечатанных на пишущей машинке. В листовках автор от имени «Ленинского комитета местных национальностей» призывает абитуриентов из числа местных национальностей протестовать против приема в учебные заведения Узбекистана русских, украинцев и евреев, а также организовать демонстрацию у зданий ЦК КП Узбекистана и Совета Министров Узбекской ССР в поддержку этого требования.
На территории Казахской ССР в 1964-1965 гг. также имели место националистические проявления. В июне 1964 г. в г. Павлодаре во время групповой драки между казахами и русскими было избито 26 человек, шесть из них получили телесные повреждения. В июне 1965 г. в г. Семипалатинске произошла групповая драка между казахами – студентами Зооветеринарного института и русскими – учащимися железнодорожного училища профтехобразования, за время которой раздавались выкрики: «Мстить русским за пролитую кровь!». На второй день пять студентов-казахов избили двух русских, а затем, преследуя других, ворвались в дом гражданина Бойко, избили последнего. В ночь с 6 на 7 ноября 1965 г. неизвестными преступниками были разбиты вывески с русским текстом на зданиях Алма-Атинского обкома КП Казахстана, горисполкома, приемной Президиума Верховного Совета Казахской ССР. Комиссии партийно-государственного контроля ЦК КП Казахстана и Совета Министров Казахстана ССР и некоторых учреждений и вузов города Алма-Аты. Около общежития Казахского педагогического института был порезан лозунг, использованный на русском языке. Некоторые лица из числа казахской интеллигенции и студентов высказывают недовольство тем, что делопроизводство в учреждениях и учеба во всех высших учебных заведениях и большинстве школ Казахстана ведутся на русском языке, что многие руководящие посты в партийно-государственном аппарате и других учреждениях занимают русские.
В справке указывалось: «Для подогревания националистических настроений, а в отдельных случаях провоцирования массовых беспорядков и эксцессов, некоторые националисты муссируют так называемые вопросы и притязания автономии» [9]. Например, в Чечено-Ингушетии среди ингушского населения активно обсуждался вопрос о присоединении к республике Пригородного района, отошедшего после 1944 г. к Северо-Осетинской АССР. Националистические элементы направляют по этому поводу в различные инстанции письма, в том числе провокационного характера, организовывают поездки «делегаций» в Москву. Поддавшись провокационным слухам о том, что 11 января 1965 г. в Чечено-Ингушском обкоме КПСС будут разбираться коллективные жалобы по поводу Пригородного района, группа лиц ингушской национальности, численностью 40-60 человек, собралась около здания областного комитета партии и Президиума Верховного Совета республики со своими «требованиями» по этому вопросу. Некоторые религиозные и родовые авторитеты подстрекают свое окружение к групповым эксцессам с осетинским населением, допускают провокационные заявления о необходимости «силой» взять Пригородный район, «пролить кровь» за свою землю. Практикант Грозненской коллегии адвокатов Албанов 16 февраля 1965 г. при встрече с работником Малгобекского ГК КПСС, осетином по национальности, заявил ему: «Вы нашу исконно ингушскую землю заняли, но мы этого так не оставим…» [10].
Отмечалось, что студент Ташкентского сельскохозяйственного института Джемилев распространил написанный им так называемый «Очерк по истории Крыма», в котором пытался оправдать завоевательные походы монгол-татар, доказать отрицательное влияние России на развитие их культуры, экономики, непримиримость антагонизма между мусульманами и русскими. Большую активность в возбуждении у татар настроений за возвращение в Крым проявляют члены КПСС М.В. Селимов, Реза Асанов, Бекир Османов и исключенный из членов партии Вели Муртазаев. Селимов, например, подстрекал своих единомышленников к возвращению в Крым, провокационно заявляя, что группа старых большевиков, проживающих в Москве, якобы изучает так называемый крымский вопрос, а в аппарате ЦК КПСС уже подготовлен список видных общественных деятелей татарской национальности, кандидатуры которых будут выдвинуты в правительственные и партийно-советские органы будущей Крымско-Татарской автономной республики [11].
В документе подчеркивалось, что в составе участников вскрытых и ликвидированных в последние годы на Украине, в Армении и Азербайджане «националистических» группирований было членов и кандидатов в члены КПСС свыше 50 человек.
Таким образом, советская реальность доказывала, что распад СССР имел под собой некоторые объективные посылы.
Библиографический список
- Королева Л.А., Молькин А.Н. Армянское национальное движение в СССР (1950-1980 гг.) // История и археология. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/06/1062 (дата обращения: 09.05.2015).
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 78.
- Мебадури С.З., Королева Л.А., Молькин А.Н. Украинское национальное движение в СССР (1950-1980-е гг.) // История и археология. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/05/973 (дата обращения: 09.05.2015).
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 79-80.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 80-81.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 82.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 84.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 86.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 88.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 92-94.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 96.